Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I МТЕ11 т 1 Ми%ЛЗУ те M
О П
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
1,763636
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) М. Кл з (22) Заявлено 13.07.78 (21) 2643314/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
F 16 Н 55/00
Государственный комитет (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 25.09.80 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Г. А. Журавлев, А. У. Дергаусов, В. В. Эфрос, В. М. Игошин и Г. И. Скундин
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет и Государственное специальное конструкторское бюро
Владимирского тракторомоторостроительного объединения (71) Заявители (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым передачам на базе зацепления Новикова, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между параллельными, скрещивающимися и пересекающимися осями.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к настоящему изобретению является зубчатая передача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова (1).
Недостатком описанной передачи является невысокая нагрузочная способность.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности передачи.
Это достигается тем, что угол профиля прямолинейного участка, соединяющего дуговые участки исходного контура зубчатого колеса на базе зацепления Новикова, ограничен диапазоном:, < р .1д,1 гдето„-угол профиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова;
a(— угол профиля исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии, а теоретический угол давления дуговых участков и толщина зуба исходного контура по делительной линии выбраны из сле5 дующих соотношений: (0,8-: 4д,„„аз- х
Б = " " . (>-бу -3)> где< -теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на базе зацепления Новикова;
h - высота делительной головки исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления;
X — высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его вершины;
Я вЂ” отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев от теоретической точки контакта до ее передо сечения с начальной прямой;
3 мб -толщина зуба исходного контура по делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса;
763636
Формула изобретения и$и -толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон зацепления Новикова соответственно головки и ножки;
1т — модуль зацепления;
3 — окружной боковой зазор.
На чертеже схематично изображено зацепление разноименных реек цилиндрического колеса на базе зацепления Новикова — 1 и эвольвентного цилиндрического колеса — 2, зубчатой передачи. Головка зуба рейки 1 в точке К с углом про- tp филя eL= с контактирует с ножкой зуба рейки 2, а ножка зуба рейки 1 одновременно находится в точечном контакте (т. К «) с головкой зуба рейки 2. Толщина S зуба рейки 1 по делительной линии выбрана из
1S приведенного выше соотношения с учетом возможности массового производства колес передачи с одинаковым исходным контуром !
Б = Ь Sr) и поэтому в средней зоне имеется зазор
2(+ яэ 3) Р— Ян 2О
Работает зубчатая передача следующим образом.
При вращении колеса, образованного рейкой 1, выпуклые головки зубьев касаются выпуклых ножек зубьев колеса, образован2% ного рейкой 2, а по мере износа ножек контакт становится выпукло-вогнутым. Одновременно, вогнутые ножки зубьев колеса на базе зацепления Новикова касаются выпуклых головок зубьев эвольвентного колеса.
По мере приработки зубьев вступает в работу эвольвентная околополюсная зона. Зацепление становится трехзональным.
Зубчатая передача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова, отличаюи1аяея тем, что, с целью no4g вышения нагрузочной способности передачи, угол профиля прямолинейного участка, соеди няющего дуговые участки исходного
4 контура зубчатого колеса на базе зацепления Новикова, ограничен диапазоном: („= (0,8 —: 3,а) (э, где/„-угол йрофиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова;
di â€,угол профиля исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии, а теоретический угол давления дуговых участков и толщина зуба исходного контура по делительной линии выбраны из следующих соотношений: (=(08-:1,6)arcs1w аз-х
Н
" —.(Х т -g, 8)где — теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на базе зацепления Новикова;
", — высота делительной головки исходного контура зубьев парного колеса;
Х вЂ” высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его вершины;
Я вЂ” отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев зацепления
Новикова от теоретической точки контакта до ее пересечения с делительной прямой;
5 5у м у толщина зуба исходного контура по делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса;
Sr S " толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон зацепления Новикова соответственно головки и ножки; т — модуль зацепления; — окружной боковой зазор зубьев.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 254284, кл. F 16 Н 1/08, 1968 (прототип).
763636
Составитель А. Верховский
Редактор Т. Кузнецова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова
Заказ 6259I32 Тираж 1095 Подлнсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4