Устройство для уравновешивания изделий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических республик о п и..с 4;11.Ô
<,п7Я37 1 1
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° 1
-,\, / (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 080678 (21) 2626313/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—
Опубликовано 150980.Бюллетень ¹ 34 (51)М К 3
G 01 M 1/12
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК620. 1. 05:
:531.24(088 ° 8) Дата опубликования описания 150980. (72) Авторы изобретения
В.Ф.Исправников и С.П.Дмитриев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ
Изобретение относится к области технологии приборостроения и машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется высокочастотная балансировка вращающихся деталей и механизмов, Известно устройство для статической балансировки роторов, содержащее основание, установленные на основании опору в виде газостатического подшипника, измерительный узел, рамку, связанную с опорой, для размещения в ней балансируемого ротора, средства контроля положения ротора111 1
Устройство применяется для статического уравновешивания роторов, .имеющих конструктивную ось вращения, однако его нельзя использовать gg для уравновешивания сферических роторов.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является устройство для уравновеши- . 25 вания иэделий, содержащее основание, внешнюю траверсу, установленную на нем с возможностью поворота относительно вертикальной оси, внутреннюю траверсу, установленную во внеш- 30 ней с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, опору для размещения изделия в виде замка, соединяемого с внутренней траверсой, и измерительную систему, выполненную в виде последовательно соединенного датчика и электромеханического компенсатора поворота траверс к каждой траверсе (2) . Перед уравновешиванием изделия производится тарировка устройства и его эталонирование с помощью эталонной детали, после чего под деиствием уравновешиваемой детали траверсы отклоняются на некоторые углы, которые фиксируются измерительными системами к каждой траверсе, создающими компенсационные токи.
Компенсаторы возвращают траверсы в начальное состояние равновесия.
Недостатком устройства является невысокая точность уравновешивания, так как на нее оказывают влияние погрешности эталонирования, установки уравновешиваемого изделия в опору и геометрии детали по отношению к эталону. К роме того, недостатком устройства является невозможность уравновешивания с его помощью сферических роторов.
763711
Целью изобретения является обеспечение уравновешивания изделий типа сферических . оторов и повышение точности.
Цель достигается тем, что опора выполнена аэростатической по форме изделия, центр которой совпадает с точкой пересечения осей траверс, а электромеханический компенсатор поворота траверс выполнен в виде двух дугостаторных асинхронных двигателей, статоры которых размещены на внешней траверсе и устанавливаются диаметрально относительно оси уравновешиваемого ротора.
На чертеже изображена схема устройства для уравновешивания. 15
Устройство содержит основание 1, внешнюю траверсу 2, установленную на основании 1 с возможностью поворота относительно вертикальной оси, внут.реннюю траверсу 3, установленную в Щ траверсе. 2 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, аэростатическую опору 4 для размещения сферического ротора 5, при этом центр опоры совпадает с точкой пересечения осей траверс. Устройство содержит также измерительную систему, которая выполнена в виде дифференциального датчика б углового положения ротора 5, управляющего устройства 7, соединенного с выходом датчика б, электромеханического компенсатора поворота траверс 2 и 3, выполненного в виде двух дугостаторных асинхронных двигателей, статоры 8 и 9 которых расположены на внешней траверсе 2
35 диаметрально относительно оси ротора
5, являющегося ротором двигателей, и измерителей 10, 11 реактивного усилия, каждый из которых соединен с соответствующим статором 8 или 9 40 синхронных двигателей. На внешней траверсе 2 установлено приспособление 12 для нанесения светоконтрастной метки на уравновешиваемый ротор
5, а на опоре установлен арретир 13.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении ротор 5 размещен в опоре 4 тяжелым местом вниз, при этрм система стабилизации (на Я} чертеже не показана) углового положения ротора 5 обесточена.. Для определения величины дисбаланса ротор 5 снимается с арретира 13. Под воздействием несбалансированности он раэверн4тся тяжельпч местом вниз. Внеш55 нюю траверсу 2 необходимо повернуть таким образом, чтобы светоконтрастная метка оказалась на оси расположения статоров 8, 9. Включают арретир 13 и вручную разворачивают ро- 60 тор 5 таким образом, чтобы светоконтрастная метка оказалась сверху и
ocb траверсы 2 проходила через метку.
При этом тяжелое место будет находиться в горизонтальной плоскости на 65 оси Расположения статоров 8, 9. Включают систему стабилизации углового положения ротора 5 и опускают арретир 13. Под действием неуравновешенности ротор 5 начнет поворачиваться.
На выходе датчика б появится сигнал рассогласования. Под действием этого сигнала управляющее устройство 7 в соответствии с заданным алгоритмом управления формирует выходное напряжение, которое прикладывается к обмоткам статоров 8, 9. Развиваемые моменты имеют знак, противоположный знаку дисбаланса. После окончания переходного процесса ротор 5 займет такое положение, что светоконстрастная метка будет находиться симметрично относительно дифференциального датчика 6, а момент дисбаланса будет полностью уравновешен электромеханическим компенсатором поворота. Измерители 10, 11 дают возможность определить величину момента дисбаланса ротора 5 в сумме с турбинным моментом.
Для исключения последнего из результата измерения поднимают арретир 13, ротор 5 разворачивают на 180 и снова включают систему стабилизации углового положения. Момент дисбаланса будет равен полусумме двух измерений. Большая чувствительность за счет полного отсутствия механического трения позволяет с большой точ ностью измерять величину момента,создаваемого неуравновешенной массой сферического ротора,что в конечном счете повысит точность уравновешивания.
Формула изобретения
Устройство для уравновешивания изделий, содержащее основание, внешнюю траверсу., установленную на нем с возможностью поворота относительно вертикальной оси, внутреннюю траверсу, установленную во внешней с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, опору для размещения изделия и измерительную систему с электромеханическим компенсатором поворота траверс, о т л и ч а ю— щ е е с я тем; что, с целью обеспечения уравновешивания изделий типа сферических роторов и повышения точности, опора выполнена аэростатической по форме изделия, центр которой совпадает с точкой пересечения осей траверс, а электромеханический компенсатор поворота траверс выполнен в виде двух дугостаторных асинхронных двигателей, статоры которых размещены на внешней траверсе и устанавливаются диаметрально относительно оси уравновешиваемого ротора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 439715, кл. G 01 М 1/12 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
В 570807, кл. G 01 И 1/12, 1974 (прототип), 763711
Составитель Р. Гайнутдинова
Редактор T. Кузнецова Техред H. детали Корректор С. Шекмар
Заказ 6270/35 Тирам 1019 Подписное вНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4