Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(Ä) 764042 (ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическйх "

Республик

Ф

4 с- (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.11.76 (21) 2423902/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.

Н 02 К 1/20

Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34 (53) УДК 62!.313..713 (088.8) по делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 25.09.80

Е. Х. Глидер, В. С. Кильдишев, В. П. Кучинский, В. И. Смородин, Б. В. Спивак, Г. Г. Счастливый и Г. М. Федоренко (72) Авторы изобретения

Институт электродинамики АН Украинской CCP (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ГооУдарстеенный комитет (23) Пр ор

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к электрическим машинам и может быть использовано в мощных турбо- и гидрогенераторах.

Известен статор электрической машины, у которого нажимные элементы имеют полости, сообщающиеся с охлаждаемой поверхностью крайних пакетов через сопла (1), Однако указанная конструкция не.обеспечивает необходимое охлаждение зоны дна паза крайних пакетов.

Наиболее близким к изобретению является статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий шихтованный сердечник с пазами, в которых расположена обмотка, нажимные плиты, нажимные пальцы, трубопровод с хладагентом и дистанционные прокладки, расположенные между обмоткой и сердечником в пазах его крайних пакетов. В этом статоре уменьшение нагрева изоляции обмотки статора и активного железа в зоне крайних пакетов осуществляется следующим образом: размеры паза в крайних пакетах выполняются большими, чем это необходимо для укладки изолированных стержней статорной обмотки, в промежутках между активной сталью и обмот2 кой статора крайних пакетов устанавливаются дистанционные изоляционные прокладки, между изоляцией стержней и активной сталью в зоне крайних пакетов циркулирует охлаждающий газ (2).

Указанное устройство препятствует непосредственной передаче тепла стали крайнего пакета на изоляцию статорной обмотки, однако существенного снижения нагрева изоляции обмотки и железа статора в зубцовой зоне крайних пакетов получить затруднительно потому, что ширина щели между стенкой паза и стержнями статорной обмотки значительно меньше ширины вентиляционного канала между пакетами, откуда поступает охлаждающий газ (в противном случае увеличивается индукции, потери и нагрев в зубцах), в результате чего расход газа и коэффициенты теплоотдачи здесь также существенно меньше, охлаждающий газ циркулирует параллельно стенкам паза, что не позволяет получить максимальных значений коэффициента теплоотдачи, не обеспечивается интенсивный отбор тепла в зоне дна паза, где, как известно из опыта эксплуатации турбогенераторов, наблюдается по764042 вышенный нагрев, ослабляется крепление обмотки статора в пазу.

Цель изобретения — устранение указанных недостатков путем интенсификации охлаждения статора в зоне дна паза крайних пакетов.

Указанная цель достигается тем, что каждая из прокладок выполнена в виде короба с внутренней полостью, сообщающейся с упомянутым трубопроводом и с зоной дна паза через обращенные к указанной зоне сопла.

На фиг. 1 изображена концевая часть сердечника статора турбогенератора, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Статор содержит обмотку 1 с изоляцией

2 (см. фиг. 2), шихтованный сердечник 3, нажимную плиту 4, нажимные пальцы 5, между которыми проходит трубопровод 6, подающий газ в полость 7 дистанционной прокладки 8, образованный коробчатыми элементами 9 и 10. Элемент 9, обращенный к охлаждаемой поверхности зоны дна паза

11 имеет сопла 12.

По напорному газовому трубопроводу 6 охлаждающий газ под давлением, превышающим давление внутри корпуса статора, поступает в указанную полость прокладки, откуда в виде высокоскоростных струй, создаваемых соплами, направляется на охлаждаемую поверхность зоны дна паза крайнего пакета сердечника статора. Отработанный газ выходит во внутренний объем машины по каналам, образованным коробчатым элементом дистанционной прокладки и охлаждаемой поверхностью.

Создаваемые с помощью сопел высокоскоростные струи позволяют на порядок увеличить коэффициент теплоотдачи охлаждаемой поверхности, снизить нагрев изоляции обмотки и железа статора в зоне крайних пакетов и тем самым повысить нагрузочную способность и надежность мощных турбогенераторов.

Формула изобретения

Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий шихто13 ванный сердечник с пазами, в которых расположена обмотка, нажимные плиты, нажимные пальцы, трубопровод с хладагентом и дистанционные прокладки, расположенные между обмоткой и сердечником в пазах его крайних пакетов, отличающийся

1р тем, что, с целью интенсификации охлаждения статора в зоне дна паза крайних пакетов, каждая из прокладок выполнена в виде короба с внутренней полостью, сообщающейся с упомянутым трубопроводом и с зоной дна паза через обращенные к указанной зоне сопла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2389017/24-07, кл. Н 02 К 1/20, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР № 156602, кл. Н 02 К 1/20, 1961.

764042

А-А

Составитель Л. Карцева

Редактор С. прыжова Техред К. Шуфрич Корректор М. Коста

Заказ 6808/! 8 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4