Устройство для подвода охлаждающей жидкости в полый вал ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1)764048 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.06.78 (21) 2635970/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Н 02 К 9/193

Н 02 К 1/32

Государственный комитет

Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.80 (53) УДК 621.313..713 (088.8) по делам изобретений и открытий

В. К. Иванов, К. Н. Масленников, В. A. Муравлев, А. А. Новосадов, Т. И. Погуляйко и В. Ф. Чириков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В ПОЛЫЙ ВАЛ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам болнтпой мощности, например турбогенератора м.

Известен ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий полый вал, токоподвод, установленный в центральном отверстии вала (1):..Недостатком конструкции является ее малая надежность из-за старения материала уплотнительных элементов.

Известен также ротор электрической машины, например турбогенератора, содержащий полый вал, токоподвод с корпусом и токовыми шинами, сопряженный с внутренней полостью вала, эластичное кольцо, установленное в зоне сопряжения торцовой части корпуса с валом (2).

Вследствие старения материала уплотнительного кольца и различных тепловых деформаций вала и корпуса токоподвода возможно нарушение уплотнения из-за ослабления поджатия кольца и попадания охлаждающей жидкости в камеру токоподвода, возможно замыкание обмотки и токоподводов на вал и аварийный останов машины.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что устройство для подвода охлаждающей жидкости в полый вал ротора выполнено с отверстием, соединяющим наружную поверхность вала с зоной сопряжения его внутренней поверхности с корпусом токоподвода, расположенным между эластичным кольцом и токовыми шинами, а также "снабжено дополнительным уплотнением, установленным в корпусе токоподвода, причем упомянутое отверстие расположено между эластичным кольцом и дополнительным уплотнением, и на внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка, сооб-.;-щающаяся с указанным отверстием.

На фиг. 1 представлено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез части устройства с дополнительным уплотнением; на фиг. 3 — разрез устройства с кольцевой канавкой.

2о Ротор 1 электрической машины имеет полый вал 2, токоподвод 3 с корпусом 4 и токовыми шинами 5, эластичное кольцо 6.

Токоподвод 3 с корпусом 4 сопряжены с внутренней полостью вала 7, а эластичное

764048

Формула изобретения кольцо 6 установлено в зоне сопряжения торцовой части корпуса 4 с валом 2:

Ротор 1 выполнен с отверстием 8, соединяющим наружную поверхность 9 вала с зоной 10 сопряжения его внутренней поверхности с корпусом 4 токоподвода. Отверстие

8 расположено между эластичным кольцом

6 и токовыми шинами 5.

В корпусе 4 расположено дополнительное уплотнение 11. На внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка 12, сообщающаяся с отверстием 8.

При работе турбогенератора токоподвод, соединяющий обмотку возбуждения с контактными кольцами, охлаждается жидкостью, проходящей по центральному отверстию вала. В случае появления течей через эластичное кольцо жидкость, попавшая в зону токоподвода, выбрасывается наружу через отверстие, соединяющее внутреннюю поверхность вала с наружной, предотвращая смачивание токоподводов и замыкание их на вал.

Выполнение кольцевой канавки при незначительных радиальных зазорах между корпусом токоподвода и внутренней поверхностью вала существенно снижает гйдрав"лическое сопротивление для воды от места повреждения эластичного кольца до отверстия и, следовательно, снижает давление воды на уплотнение, что обеспечивает лучшие условия для его работы.

1 Устройство для подвода охлаждающей жидкости в полый вал ротора электрической машины, например турбогенератора, содержащее токоподвод с корпусом и токовыми шинами, сопряженный с внутренней полостью вала, эластичное кольцо, установленное в зоне сопряжения торцовой части корпуса с валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно выполнено с отверстием, соединяющим наружную поверхность вала с зоной сопряжения его внутренней поверхности с корпусом токоподвода и расположенным между эластичным кольцом и токовыми шинами.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 1 что оно снабжено дополнительным уплотнением, установленным в корпусе токоподвода; причем упомянутое отверстие расположено между эластичным кольцом и дополнительным уплотнением.

3. Устройство по пп. 1 и,2, отличающееся тем, что на внутренней поверхности вала выполнена водособирающая кольцевая канавка, сообщающаяся с указанным отверстием.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Титов В. В. и др. Турбогенераторы.

Расчет и конструкция Л., «Энергия», 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 152907, кл. Н 02 К 9/00, 1954.

764048

Редактор С. Лыжова

За каз 6808/18

Составитель С. Бражник

Техред К. Шуфрич Корректор Н. Григорук

Тираж 783 Подписное

ВНИ И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород; ул. Проектная, 4