Способ подпрессовки сердечника статора турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Г .- " (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.12.76 (2!) 2430582/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет-— (51) М. Кл.

Н 02 К 15/02

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.80 (53) УДК 621.313 (088.8) по делам изобретений и открытий

В. А. Коробков, В. Ф. Пенской, Я. М. Новиков, Н. В. Куценко, В. Г. Ракогон, Е. Х. Глидер, Ю. А. Пенкин, Б. В. Спивак, Ю. И. Азбукин, В. Ю. Аврух, О. А. Ключанский и В. А. Шелепов

Ф.:1 тф :. 1.9 «1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОДПРЕССОВКИ СЕРДЕЧНИКА

СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и может быть использовано при ремонте турбогенераторов, имеющих шихтованные сердечники, собранные на стержнях продольных ребрах (шпиль" ках) с крепежными элементами.

Известен способ подпрессовки пакетов сердечников статора с помощью двух плит и гидравлических домкратов (1).

Недостатком этого способа является то, что перед прессовкой необходимо извлечь обмотку. Это требует больших затрат вре- тО мени и материалов.

Известен также способ подпрессовки сердечника статора крупной электрической машины без ее разборки с помощью клиньев

15 образующих с нажимными плитами и-"крепежными элементами прессующую систему (2).

Однако известный способ пригоден лишь для электрических машин, у которых прессующая система (клинья, нажимные плиты, гО шпилька, гайка) входит в конструкцию машины. При этом, усилие запрессовки может быть различным. Кроме того, этот способ не может быть использован для подпрессовки сердечника статора электрических машин другой конструкции.

Цель изобретения — повышение качества электрической машины путем обеспечения равномерного усиления опрессовки сердечников статора.

Поставленная цель достигается тем, что перед подтяжкой стяжных шпилек все крепежные элементы заменяют силовыми аккумуляторами, устанавливая их группами, равномерно расположенными по окружности и симметрично относительно друг друга, и производят их разрядку указанными группами, а перед стопорением силовые аккумуляторы заменяют крепежными элементами в той же последовательности.

На фиг. 1 изображен сердечник статора турбогенератора, у которого имеется зазор между нажимной плитой и рамой сердечника с одной стороны; на фиг. 2 — сердечник статора турбогенератора, у которого имеются зазоры между нажимными плитами и рамой сердечника с двух сторон; на фиг. 3— схема очередности разрядки силовых аккумуляторов для сердечника статора с 30-ю стяжными шпильками.

764051

Способ подпрессовки сердечника стато ра=заключается в следующем.

Выявляют ослабевшие крепежные элементы 1, расположенные на концах стяжных шпилей 2 сердечника статора 3 и поочередно их снимают, устанавливая на их место силовые аккумуляторы 4 (например, гайки, снабженные предварительно сжатыми пружинами), затягивая их до допустимо возможной величины. Оставшиеся крепежные

"=элементы также заменяют на силовые аккуЯуляторы, поичем удаление и замену крепежных элементов силовыми аккумуляторами "производят группами в последовательности: первую, через 120 вторую, через

120 третью и т. д. по крайней мере, по три крепежных элемента в группе. Замену кре пежнЫх элементов на силовые аккумуляторы производят либо с одной стороны статора, где между нажимной плитой 5 и рамой сердечника 6 имеется зазор (см. фиг. 1), либо с обеих сторон, если зазоры между рамой 6 и нажимными плитами 5 имеются с двух сторон сердечника (см. фиг. 2). Если в зазоре между нажимной плитой и рамой

"имеются дистанционные распорки — их необходимо удалить. Затем производят раз рядку аккумуляторов 4. Разрядку аккумуляторов производят в упомянутой выше последовательности, чтобы усилие подпрессов" " ки "распределялось равномерно и не было перекосов нажимных плит (см. фиг. 3). Пос- " ле разрядки аккумуляторов дают выдержку времени на усадку сердечника под действием усилия, создаваемого аккумуляторами. О веМйчине усадки сердечника судят по уменьшению зазоров между зажимной плитой и рамой, а также по качеству прессовки пакетов стали в зубцовой зоне. Если перемещение нажимной плиты равно величине 3s йеремещения подвижного элемента аккумулятора и качество прессовки неудовлетворительное, операция прессовки сердечника повторяется необходимое количество раз, при этом каждый раз аккумуляторы, которъге "исчерйали свою энергию, заменяют заряженными. После окончательной запрессов ки аккумуляторы заменяют крепежными элементами.

Применение предлагаемого способа восстановления усилия запрессовки сердечника при ремонте позволяет снизить количество повреждений активной стали и повысить качество турбогенератора.

Формула изобретения

Способ подпрессовки сердечника статора турбогенератора, включающий подтяжку стяжных шпилек и стопорение крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения качества электрической машины путем обеспечения равномерного усилия опрессовки перед подтяжкой стяжных шпилек все крепежные элементы заменяют силовыми аккумуляторами, устанавливая их группами, равномерно расположенными по окружности и сймметрично относительно друг друга, и производят их разрядку указанными группами, а перед стопорением си ловые аккумуляторы заменяют крепежными элементами в той же последовательности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Южный Ю. Э. Ремонт сердечников электрических машин. М., «Энергия», 1976, с. 54 — 56.

2. Патент Норвегии № 124341, кл. 21 d 1, 45, 1972.