Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 02.11,78 (21) 2б82941/24-07 (S1)M. Кл.
Н 02 Р 3/24 с присоединением заявки Йо
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150980. Бюллетень М 34 (53) УДК б 21. 316 . 719.
Р (РЯ8 8) Дата опубликования описания 25. 09. 80
Н.И.Мельник, A.È.Ìoõíàòþê, Д.В.Налбандян, С.fI Кожемякин и Ц.N.Гавинский (72) Авторы изобретения
Винницкий политехнический институт (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике, а именно. к электроприводу, и может быть использовано в различных механизмах с трехфазными асин хронными электродвигателями, работающих в повторно-кратковременном и других режимах, а также при изменяющихся статическом моменте и моменте инерции.
Известен электропривод перемен ного тока, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, тиристор, включенный в одну из фаз статорной обмотки, и управляемый . вентиль, включенный между этой и другой фазами статорной обмотки 1) .
Однако при работе с изменяющимся статическим моментом и моментом инерции управление торможением с попощью реле времени не обеспечивает своевременного отключения тормозного режима двигателя. Это сказывается на мехайизмах, работающих в повторно-кратковременном режиме работы, так как отключение тормозного режима производится или с опозданием, что ведет к перегреву двигателя и перерасходу электроэнергии, или при высокой скорости вращения, что ведет к снижению надежности электропривода при .торможении.
Цель изобретения — повышение надежности тормозного устройства, уменьшение двигателя при торможении, снятие напряжения с обмоток двигателя в отключенном состоянии автоматическое включение торможень.. заданной интенсивности при отключении пускателя и отключении торможения при снижении скорости вращения привода до заранее установленной величины.
Указанная цель достигается тем, что в электроприводе переменного тока последовательно с управляемым вентилем со стороны фазы статора с тиристором включен переменный резистор, движок которого подключен к управляющему электроду тиристора, а точка соединения управляемого вентиля со второй фазой статора через цонолнительно введенный контакт пускателя подключена к нулевому проводу. На чертеже изображена прин .ципиальная схема устройства.
-Асинхронный электродвигатель 1 через силовые контакты 2-4 пускателя подсоединен к сети. Между двумя
764075
/
Формула изобретения
60 фазами статора включена цепочка из последовательно соединенных диода
5, размыкающегося контакта пускателя 6, двух параллельно соединенных между собой резисторов 7 и 8. Диод
5 к фазе статора подключается анодом и к этой же фазе статора через размыкающийся контакт пускателя 9 под.ключается нулевой провод. Параллельно силовому контакту 3 катодом к обмотке двигателя подсоединен тормозной тиристор 10, управляющий электрод которого подключен к подвижному контакту резистора 7.
Между управляющим электродом и катодом тиристора включен стабилитрон 11. Для управления пуском .и торможением служит катушка 12 пускателя, кнопка 13 "Пуск", кнопка
14 "Стоп", блокировочный конт кт 35.
Электропривод работает .следующим образом.
Замыканием кнопки 13 "Пуск" включается катушка 12 пускателя.
Контакты 2-4 и 15 пускателя замыкаются, а б и 9 размыкаются. Электродвигатель 1 подключается к трем фазам сети и работает в двигательном режиме.
При нажатии кнопки 14 "СТоп" отключается катушка 12, размыкаются контакты 2-4 и 15, а замыкаются б и 9. Результирующая электродвижущая сила двух обмоток статора, подключенных к контактам 3 и 4, вызывает прохождение тока через эти обмотки, диод 5, контакт б и резисторы 7 и 8. С подвижного контакта резистора 7 подается положительный потенциал на управляющий электрод тиристора. К аноду и катоду тиристора через контакт 9 и обмотки двигателя, подключенные к контактам 3 и 4, подводится напряжение фазы В. В положительный полупериод напряжения фазы В тиристор 10 открывается, пропуская ток через обмотки статора, подключенные к контактам 3 и 4, в одном направлении.
В отрицательный полупериод тиристор
10 закрыт, но ток в обмотках статора, обусловленный результирующей . ЭДС этих обмоток, протекает в том же направлении, через диод 5, контакт 6 и резисторы 7 и 8.
В йоложительный полупериод напряжение фазы В тиристор 10 снова открывается и т.д. В результате прохождения через. обмотки статора тока в одном направлении создается постоянное магнитное поле и тормозНой момент, эффективно снижающий скорость врашения ротора.
При снижении скорости вращения ротора уменьшается ЭДС скольжения в обмотках статора и результирующая ЭДС обмоток статора, В результате ток через резисторы уменьшается и разность потенциалов между катодом и управляющими электродом тиристора становится недостаточной для открытия тиристора 10. Двигатель отключается от сети.
Для защиты тиристора от превыщения напряжения на управляющем электроде включен стабилитрон 11.
Изменяя положение подвижного контакта резистора 7, можно отключать двигатель от сети при требуемой скорости вращения, в том числе и близкой к нулю.
Таким образом, управление тормозным тиристором в функции ЭДС скольжения электродвигателя позволяет повысить точность отключения торможения и отказаться от применения в схеме управления таких электромеханических устройств, как реле времЕни или реле скорости. Это повышает производительность и надежность электропривода механизмов, особенно работающих в повторно-кратковременном режиме, а также при изменяющихся статическом моменте и моменте инерции механизма.
Электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статбрные обмотки которого через контакты пускателя соединены с сетью, тиристор, включенный параллельно контакту в одной иэ фаз статорной обмотки, и управляемый вентиль, включенный между этой и другой фазами статорной обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности торможения, последовательно с управляемым вентилем со стороны фазы статора с тиристором включен переменный резистор, движок которого подключен к управляющему электроду тиристора, а точка соединения управляемого вентиля со второй фазой статора через дополнительно введенный контакт пускателя подключена к нулевому проводу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Петров Л.П., Ладензон В.A.
Обуховский М.П. и Подзолов P.Ã.
Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами. М., "Энергия", 1970, с. 42.
764075
Составитель Е. Перемыслова
Редактор С.Лыжова Техред С.Мигунова Корректор Ю.Макаренко
Заказ 6809 19 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIIIII Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4