Силовая установка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()765038 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 08.09.77 (21) 2526636/27-06 (5! )М. Кл. с присоединением заявки М—

В 60 К 13 02

F01N504

Государственный комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень Ль 35

Дата опубликования описания 23.09.80 (53) УДК 621.43— — 578 — 712 (088.8) В. М. Горюнов, А. П. Бегиджанова, С. Г. Борисов, Е. В. Зиновьев, С. П. Козырев, И.А. Кузьменко,А. Д. Левитанус, В. В. Поздняков, А. Б. Родин и А. В. Чичинадзе т (72) А вторы изобретения (71) Заявитель (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам транспортных средств, снабженных муфтами сцепления и тормозными устройствами.

Известны устройства с воздушно-жидкостной системой охлаждения фрикционных узлов, 5 снабженные подключенным к пневмосистеме транспортного средства ресивером, соединенным трубопроводом с внутренней полостью закрытого корпуса, в котором расположен фрикцион1О ный узел. В основании корпуса фрикционного узла установлены емкости с охлаждающей жидкостью, под которыми расположен трубопровод с отверстиями, а в асбофрикционных накладках узла выполнены отверстия.

Емкости с охлаждающей жидкостью соединены каналами с соплами и также снабжены отверстиями, совпадающими с отверстиями во фрикционных накладках и закрытых предохранительными клапанами (1).

Известные устройства сложны в изготовлении и не обладают достаточной надежностью в эксплуатации.

Известны также силовые установки транспортных средств, содержащие двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления, помещенную в корпус, снабженный вентиляционным каналом, магистраль отвода отработавших газов двигателя с местным сужением и вспомогательный трубопровод, подсоединенный первым своим торцом к корпусу муфты сцепления и вторым — к магистрали (2).

Второй торец трубопровода подсоединен к местному сужению выпускной магистрали. В результате того, что в зоне местного сужения магистрали отвода отработавших газов давление ниже атмосферного, возникает отсос воздуха из полости муфты сцепления. Таким образом, фрикционные узлы охлаждаются, но работают в воздушной среде, содержащей окислительные компоненты, интенсифицирующие процессы термоокислительной деструкции связующего асбофрикционных накладок.

Таким образом, в известных установках не обеспечивается требуемая износостойкость фрикционных узлов, в частности, муфты сцепления.

Целью изобретения является повышение износостойкости фрикционных узлов муфты сцеп3 7650 пения путем использования отработавших газов для заполнения ее корпуса нейтральной средой.

Для достижения поставленной цели узел подсоединения вспомогательного трубопровода к

5 магистрали расположен между двигателем внутреннего сгорания и сужением магистрали, а ко второму торцу трубопровода подсоединен изогнутый патрубок, помещенный внутри магистрали и обращенный к двигателю.

lO

Во вспомогательном трубопроводе может быть установлен фильтр очистки газов от твер- i дых продуктов неполного сгорания.

Кроме того, во вспомогательном трубопроводе может быть установлен блок каталитической нейтрализации.

Во вспомогательном трубопроводе может быть установлен теплообменник для снижения температуры отработавших газов.

Кроме того, во вспомогательном трубопроводе может быть установлен дроссель регулирования подачи отработавших газов, выполненный в виде поворотной заслонки, сблокированной с педалью муфты сцепления.

На фиг. 1 представлена схема силовой установки; на фиг. 2 изображена магистраль отвода отработавших газов с помещенным внутри него изогнутым патрубком, частичный разрез; на фиг. 3 — дроссель регулирования подачи отработавших газов, разрез.

Силовая установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, снабженный выпускным коллектором 2, связанным с магистралью 3 отвода отработавших газов (газовой смеси), имеющей местное сужение 4. На участке между

35 двигателем и сужением магистрали подключен вспомогательный трубопровод 5, соединенный первым своим торцом с корпусом 6 муфты сцепления, снабженным вентиляционным каналом 7, и вторым — с магистралью отвода отра40 ботавших газов. Последнее соединение осуществлено через изогнутый патрубок 8, помещенный внутри магистрали и обращенный к двигателю.

Во вспомогательном трубопроводе установлены фильтр 9 очистки отработавших газов от твер- 45 дых продуктов неполного сгорания, блок 10 каталитической нейтрализации, теплообменник 11 для снижения температуры отработавших газов и дроссель 12, выполненный в виде поворотной заслонки и сблокированный системой рычагов

50 с педалью 13 управления муфтой сцепления.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Отбираемая через изогнутый атрубок 8 газовая смесь подается в фильтр 9 и затем в

55 блок IO каталитической нейтрализации, где происходит ее окисление (дожигание), в резуль.тате чего имеющийся в составе отработавших газов угарный газ СО превращается в двуокись

38 4 углерода. Эффективность действия каталитических нейтрализаторов тем выше, чем выше температура подаваемых газов, поэтому блок 10 каталитической нейтрализации установлен во вспомогательном трубопроводе 5 вблизи места подсоединения его к магистрали 3 отвода отработавших газов двигателя.

Далее, газовая смесь подается в теплообменник 11, где температура отработавших газов

1 снижается, поскольку она не должна превышать температуры необходимых структурных изменений (разрушения) связующего асбофрикционных накладок. Охлажденная в теплообменнике

11 и обогащенная СО, газовая смесь через дроссель 12 регулирования подачи подается в корпус 6 муфты сцепления, во время ее выключения, когда имеется свободный доступ газа ко всей рабочей поверхности накладок. Периодическая подача газовой смеси предпочтительнее, так как при этом снижается нагрузка на нейтрализатор и фильтр и тем самым увеличивается срок их службы. Для вытеснения воздуха из закрытой полости фрикционного узла и предотвращения его попадания туда в процессе работы в корпусе фрикционного узла поддерживается избыточное давление порядка

0,01 — 0,1 атм. Избыток газовой смеси может отводиться через установленный в вентиляционном канале 7 клапан, отрегулированный на давление, превышающее заданное.

Использование изобретения позволит путем заполнения корпуса муфты нейтральной средой без изменения состава и технологии изготовления асбофрикционных накладок, без изменения конструкции самих фрикционных узлов и с минимальными затратами на очистку, дожигание и охлаждение отработавших газов, подаваемых в корпус муфты сцепления, существенно (в 4—

5 раз по данным опытной проверки) повысить износостойкость фрикционных узлов типа муфт сцепления и тормозов, снабженных накладками из асбофрикционного материала, сократить потребность в их периодических регулировках и в запчастях к машинам.

Формула изобретения

1. Силовая установка транспортного средства, содержащая двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления, помещенную в корпус, снабженный вентиляционным каналом, магистраль отвода отработавших газов двигателя с местным сужением и вспомогательный трубопровод, подсоединенный первым своим торцом к корпусу муфты сцепления и вторым -- к магистрали, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости фрикционных узлов муфты сцепления путем использования отрабо765038 тавших газов для заполнения ее корпуса неитральной средой, узел подсоединения вспомогательного трубопровода к магистрали расположен между двигателем внутреннего сгорания и сужением магистрали, а ко второму торцу трубопровода подсоединен изогнутый патрубок, помещенный внутри магистрали и обращенный к двигателю.

2. Силовая установка по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что во вспомогательном тру- щ бопроводе установлен фильтр очистки газов от твердых продуктов неполного сгорания.

3. Силовая установка по пп. 1, 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что во вспомогательном трубопроводе установлен блок каталитической нейтрализации.

4. Силовая установка по пп. 1--3, о т л ич а ю щ а я с я тем, что во вспомогательном трубопроводе установлен теплообменник для снижения температуры отработавших газов.

5. Силовая установка по пп. 1 — 4, о т л ич а ю ш а я с я тем, что во вспомогательном трубопроводе установлен дроссель регулирования подачи отработавших газов, выполненный в виде поворотной заслонки, сблокированный с педалью муфты сцепления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР N 508612, кл. F 16 0 65/82, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР М 416445, кл. F 01 N 5/04. 1972.

765038

Фиг.l

Фиг,5

Составитель Л. Куртова

Редактор Н. Катаманина Техред А. Бойкас

Корректор О. Билак

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6420/17 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a 4/5