Двузвенное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<>765088
l (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 301178 (21) 2686600/27-11 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 230980. Бюллетень М 35
Дата опубликования описания 230980
{51) М. Нл.
В 62 0 53/04
В 60 В 39/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.114. .3(088.8) Ю.М.Жуковский, Н.В.Богдан, В.П.Бойков, В.В.Гуськов, Г.А.Молош и А.М.Расолько (72) Авторы изобретения
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для повышения тяговых качеств тягача при агрегатировании его с прице- 5 пом.
Известно двухзвенное транспортное средство, содержащее связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, на ко-10 тором шарнирно установлен упругодеформируемый элемент, одним своим концом опирающийся на дышло, прицеп,снабженный двумя гидроцилиндрами,шарнирно установленными на поворотном устрой- 15 стве прицепа, один из которых соединен с дышлом, а другой присоединен ко второму концу упругодеформируемого элемента, при этом гирроцилиндры связаны маслопроводом (1J . 20
Недостатком его является то, что автоматический увеличитель сцепного веса работает при достаточно больших сопротивлениях движению прицепа и больших значениях силы тяги тягача. При низких сцепных качествах грунта, когда необходимо повысить тяговые качества тягача, автоматический увеличитель сцепного веса не работает. 30
Известно и другое двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, муфтой блокировки дифференциала ведущих колес и маятником, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а дру- гим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросисзтемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным маятником (2) . Это устройство является наиболее близким техническим решением к изобретению.
Недостатком этого двухзвенного транспортного средства является то, что при низком коэффициенте сцепления ведущих колес тягача с грунтом и при их буксовании не происходит догружения ведущих колес тягача.
Цель изобретения — повышение тяговых качеств тягача при низком коэф765068 фициенте сцепления его ведущих колес с опорной поверхностью.
Для этого магистраль управления муфтой блокировки дифференциала ведущих колес соединена с упомянутым распределителем гидросистемы тягача.
На чертеже схематически изображено предлагаемое двухзвенное транс-. портное средство.
Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло 2, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве 3 прицепа 4, автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента 5, одним концом опираю- 15 щегося на дышло 2, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром б,установленным на поворотном устройстве 3 прицепа 4, маятник 7, закрепленный на тягаче 1, причем штоковая 8 и бес- Щ штоковая 9 полости гидроцилиндра б соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя 10, золотник которого кинематически связан с маятником 7; муфту 11 блокировки дифференциала (на чертеже не показан) и датчик 12 блокировки дифференциала. Муфта 11 блокировки дифференциала соеди нена с датчиком 12 блокировки дифференциала магистралью 13. Магистраль
13 управления муфтой блокировки дифференциала соединена с распределителем 10 магистралью 14.
Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом. При низком коэффициенте сцепления ведущих 35 колес тягача с грунтом включается датчик 12 блокировки дифференциала (водителем или автоматически), Через датчик 12 блокировки дифференциала жидкость из гидросистемы тягача 1 . 4П поступает под давлением по магистрали 13 в муфту 11 блокировки дифференциала, вследствие чего ведущие колеса тягача 1 блокируются между собой.
По магистрали 14 давление жидкости 4 передается на золотник распределителя
10 и смещает его вперед по ходу транспортного средства. При этом происходит включейие автоматического увеличителя сцепного веса тягача, 50 что вызывает снятие части нагрузки с передних колес прицепа 4 и нагружение ею задних (ведущих) колес тягача 1, вследствие чего тяговые качества тягача повышаются по сравнению со случаем включения одной лишь блокировки дифференциала.
При выключении датчика 12 блокировки дифференциала давление жидкости в муфте 11 и магистралях 13 и 14 падает. Ведущие колеса тягача раз- щ блокируются. Под действием маятника
7 золотник распределителя 10 займет положение, соответствующее режиму движения двухзвенного транспортного средства (торможению, разгону, движению по наклонной поверхности) и автоматический увеличитель сцепного веса тягача будет работать в соответствии с положением золотника распределителя 10, задаваемым маятником 7.
При торможении двухзвенного транспортного средства происходит перераспределение веса с оборудованных тормозными механизмами задних колес тягача на передние колеса тягача, которые тормозных механизмов не имеют. При этом вследствие возникающего замедления маятник 7 перемещается вперед по ходу транспортного средства, смещает золотник распределителя 10 влево и автоматический увеличитель сцепного веса стремится повернуть дышло 2 прицепа 4 против часовой стрелки, что вызывает догружение задних колес, тягача и приводит к увеличению эффективности торможения. Аналогично работает двухэвенное транспортное средство на спуске, однако в этом случае маятник 7 отклоняет золотник распределителя от среднего положения под действием силы тяжести.
При резком разгоне двухзвенного транспортного средства может произойти отрыв передних управляемых колес тягача 1 от грнута или нагрузка на передние колеса станет такой малой, что произойдет потеря управляемости движения. Возникающее при разгоне ускорение вызывает отклонение маятника назад по ходу транспортного средства, вследствие чего золотник распределителя 10 переместится вправо и автоматический увеличитель сцепного веса будет стремиться повернуть дышло 2 прицепа 4 по часовой стрелке, что вызовет снятие нагрузки с задних колес тягача 1 и догружение передних колес. Аналогично работает двухзвенное транспортное средство при движении на подъем, однако в этом случае маятник 7 отклоняет золотник распределителя 10 от среднего положения под действием силя тяжести.
Следует отметить, что введение гидравлическогО управления золотником распределителя 10 по магистрали 14 сгладит вибрации золотника от маятника 7, в свою очередь, наличие маятника 7 уменьшит колебания золотника распределителя 10, вызываемые пульсацией давления в гидросистеме .тягача 1.Таким образом,гидрав-. лическое и механическое управления взаимно улучшают друг друга, что повышает качество работы автоматического увеличителя сцепного веса тягача и всего двухзвенного транспортного средства в целом.
Дополнительное нагружение ведущих колес тягача при срабатывании .блокировки дифференциала позволяет значительно повысить тяговые качест765088
Формула изобретения
15
Составитель H. Веялко
Техред С.Мигунова КорректорМ.Коста
Редактор Т. Зубкова
Заказ 6424/19 Тираж 730 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4 ва тягача (до 40-60% в зависимости от марки тягача и агрегатируемого с ним прицепа), что обеспечит высокую проходимость двухзвенного транспортного средства при низких коэффициентах сцепления ведущих колес тягача с грунтом, вследствие чего производительность повысится на
20-30В.
Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, муфтой блокировки дифференциала ведущих колес и маятником, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенноro с гидроцилиндром,. установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным маятником, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения тяговых качеств тягача при низком коэффициенте сцепления его ведущих колес с опорной поверхностью, магистраль управления муфтой блокировки дифференциала ведущих колес соединена с упомянутым распределителем гидросистемы тягача.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 545504, кл. В 62 D 53/04, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2541581/11, кл. В 62 0 53/04,. 1977 (прототип).