Карданный шарнир равных угловых скоростей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцнапнстнческнх

Респубпнк

ОП ИСАНИЕ

И 3OSPETE Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»765545 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 24.02.76 (21) 2329599/25-11 (Я) М. Кл

F 16 D 3/34

В 60 К 17/22 с присоединением заявки №вЂ”

f4cудифст3Вхиый KoNIITtT (23) Приоритет—

° {53) УДК 629.113-585.862(088.8) Опубликовано 23.09.80. Бюллетень №35

Дата опубликования огисания 28.09.80

IIo делам нзобретенкй н вткрытнй

= 1

A. Н. Наместников н В. А. Миронов

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный н автомоториый институт (72) Авторы изоб(тстеняя (7l) Заявитель (54) КАРДАННЫЙ ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ

СКОРОСТЕЙ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединениям валов, например, привода ведущих и одновременно управляемых колес автомобиля.

Известен карданный шарнир равных угловых скоростей, содержащий концентрично расположенные кулаки, имеющие пазы, в которых расположены конические ролики, установленные на массивном сепараторе в выполненных на нем пазах и закрытые чашкой, предотвращающей выпадание роликов (1 .

Однако такой шарнир имеет значитель-. ные радиальные размеры, что затрудняет его компоновку в приводе колес автомобиля. Сепаратор и чашка этого шарнира мас-. сивные, из-за чего шарнир имеет значительный вес. Ролики этого шарнира опираются на сепаратор лишь своими концами, что может привести к их перекосу, и соответственно, снижению срока службы шарнира.

Известен карданный шарнир равных угловых скоростей, содержащий концентрич но расположенные кулаки, имеющие пазы, в которых расположены бочкообразные ролики, установленные на сепараторе, вы2 полненном в виде осей, расположенных в биссекторной плоскости. Сепаратор связан с втулкой делительного устройства с помощью ушек, выполненных на концах осей и входящих в проточку, в которой они зафиксированы пальцами. Внешний кулак закрыт стаканом, предотвращающим выпадание роликов j2).

Этот карданный шарнир имеет значительные радиальные размеры, что затрудняет . его компоновку в приводе колес автомо тО биля, а также увеличивает вес. В связи с тем, что диаметрально расположенные оси ие связаны жестко между собой, возникает неуравновешенный момент, перекашнвающнй оси в канавке втулки делительного устройства, а также вызывающий повышенный износ в месте соединения осей с втулкой. По мере износа ушек, sennaпенных на концах осей н входящих в проточку втулки, возможна рассинхроиизация в работе шарнира, а также его за клинивание в случае, когда оси с передающими усилия роликамн находятся в разных плоскостях.

Цель изобретения — увеличение долговечности карданного шарнира.

765545

Поставленная цель достигается тем, что в карданном шарнире равных угловых скоростей оси сепаратора попарно жестко соединены между собой кольцевыми перемычками, опоясывающими втулку делительного устройства, а пазы в кулаках имеют форму тора.

На фиг. 1 показан карданный шарнир равных угловых скоростей в плоскости, проходяц„ей через оси его валов, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Карданный шарнир равных угловых скоростей содержит концентрично расположенные кулаки 1 и 2, имеющие по четыре паза соотве"-ственно 3 и 4; 5 и 6, расположенные равномерно по окружности кулаков. Эти пазы имеют форму тора. В пазах расположены ролики 7 и 8, имеющие бочкообразную форму. Эти ролики установлены на сепараторе, выполненном в виде осей 9 и !О.

Оси 9 и 10 расположены в биссекторной плоскости валов с возможностью поворота относительно друг друга в этой плоскости и проходящих через отверстия ! I и !2, выполненные в роликах 7, 8.

Ролики 7 и 8 установлены на концах этих осей попарно.

Оси сепаратора в центральной части попарно жестко соединены между собой кольцевымн перемычками 13, опоясывающими втулку 14 делительного устройства 15, на которой они установлены. Для предотвращения смещения осей в противоположную сторону на другом конце втулки 14 установлена шайба 17, зафиксированная на ней с помощью наплывов металла !8.

Поверхности 19 и 20 буртика 16 и шайбы 17> которые обращены к внутренней сферической поверхности 21 кулака 2, у буртика и шайбы выполнены сферическими, что предотвращает смещение всего сепаратора в сборе из биссекторной плоскости валов в сторону кулаков.

Делительное устройство 15, устанавливающее сепаратор в биссекторную плоскость, содержит делительные рычажки 22 и 23. Делительный рычажок 22 расположен в гнезде 24, которое выполнено в теле внешнего кулака I, и входит свободным Концом в отверстие 25 во втулке 14 сепаратора.

Другой делительный рычажок 23 расположен в отверстии 26 кулака 2 с возможностью перемещения вдоль оси этого кулака. С помощью пружины 27 он постони но поджат к лунке 28, которая выполнена в делительном рычажке 22.

Работа шарнира осуществляется следующим образом.

При вращении кулака 2 одна из поверхностей паза 4 этого кулака набегает на ролик 8, который расположен в этом пазу и увлекает его вместе с собой. Поскольку ролики 7 и 8 связаны между собой с по14 мощью оси 9, то угловое перемещение одного ролика 8 влечет за собой геремещение и другого ролика?. Перемещаясь ролик 7 набегает на поверхность паза 3 кулака 1 и заставляет этот кулак враФЯ щаться.

Сепаратор,на котором находятся ролики, всегда выставляется в бнссекторную плоскость валов, чем и обеспечивается синхронная скорость вращения веду цего и ведомого валов. зВ В описанном карданном шарнире равных угловых скоростей удалось уменьшить угол перекоса роликов за счет применения единой осн для роликов, расположенных по разные стороны от оси вращения валов, и как следствие этого, уменьшить вероятность заклинивания роликов в пазах и увеличить долговечность работы узла в целом.

Формула изобретения

Карданный шарнир равных угловых скоростей„содержащий концентрично расположенные кулаки, имеющие пазы, сепаратор, выполненный в виде осей, расположенных в биссекторной плоскости и связанных с в улкой делительного устройства, на сепараторе установлены бочкообразные ролики, размещенные в пазах кулаков, отличающийся тем, что, с целью увеличения его долговечности, оси сепаратора

° попарно жестко соединены между собой кольцевыми перемычками, опоясывающими втулку делительного устройства, а пазы в кулаках имеют форму тора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4З I Патент ФРГ № 891181, кл. 47 С 4, 1949.

2. Гlатент США № 2239675, кл. 64--21, l94l (прототип).

765545

Ю гО д

Составитель Н. Николаева

Техред К. Шуфрнч Корректор О. Билак

Тираж 1095 Подписное

Редактор И. Мырднна

Заказ 6912/14

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и oi крытий! I 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4