Тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И4";«".®".Н,И Е и 3 О гРЧИЙЙ Я
Союз Советских
Социалистических
Республик
< )765556
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06,78 (21) 2635450/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М, Кл, з
F 16 D 65/56
Государственный комитет (53) УДК 62-598.4 (088.8) Опубликовано 23.09.80. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 27.09.80 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
М. В. Новожилов, А. Г. Лысяков и Е. Н. Маргорин (71) Заявитель (54) ТОРМОЗ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве автоматического компенсатора в дисково-колодочных тормозах.
Эксплуатационный износ тормозных накладок тормоза приводит к увеличению зазоров между тормозным диском и фрикционными накладками, что вызывает увеличение хода привода и времени срабатывания тормоза и, поэтому, требует периодической регулировки тормоза для восстановления установочных зазоров.
Известна конструкция компенсатора износа фрикционных накладок тормоза, состоягцая из резьбовой стяжки с навинченными на ее концы гайками, имеющими различные направления резьб и несущими полуоси нажимных рычагов тормоза, и храпового соединения, размешенного на стяжке с внешней стороны рычага и связанного с управляющей тягой, второй конец которой присоединен к концу другого нажимного рычага 11).
В данном автоматическом компенсаторе износа фрикционных накладок с целью упрощения конструкции, повышения ее надежности путем непрерывности компенсации из2 носа фрикционных накладок, управляющая тяга выполнена жесткой, Г-образной. Г-образный конец ее размещен в дугообразном пазу приводного рычага тормоза, с»ещаюгцем тягу при повороте приводного рычага на угол более номинального. Другой конец шарнирно связан с шайбой-водилом, свободно посаженным на конец стяжки и воздействуюшим с ней через пружинный элемент.
На фиг. 1 изображен компенсатор фрик10 ционных накладок дисковоколодочного тормоза рычажного типа, вид сверху; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1 (вид компенсатора износа сбоку); на фиг. 3 .сечение Б Б на фиг. 1 (сеуение по стяжке компенсатора); на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 2.
Автоматический компенсатор износа фрикционных накладок тормоза состоит из резьбовой стяжки 1 (фиг. 1) с навинченными на нее гайками 2, имеющими различные направления рсзьб и несущими полуоси 3 нажимных рычагов тормоза 4, управляющей тяги 5, установленной Г-образным концом
«а» (фиг. 2) в паз 6 рычага привода 7 и присоединенной другим концом посредством
765556 оси 8 к шайбе-водилу 9, и пружинного элемента 10 (фиг. 3), создаюгцего торцовос фрикционное сцепление между стяжкой 1 и шайбой 9. Величина этого торцового фрикцис нного сцепления выбирается достаточной для поворачивания стяжки 1 при размыкании тормоза управляюгцей тягой 5 через шайбу-водило 9, что обеспечивается установкой необходимого количества регулировочных прокладок 11.
Резьба стяжки 1 защи)це)(а от rrorr:-дания грязи кожухом 12.
В разомкнутом тормозе между его фрикционными накладками 13 (фиг. 1) и тормозным диском 14 создастся номинальный установочный зазор «Ь», при этом рычаг привода 7 находится в положении «б».
Длина паза 6 выбирается такой, чтобы при помина:II>rroNI ходе рычага привода 7 (пз положения «б» в положение «в») стенки паза 6 «г» и «д» (фиг. 4) поочередно каCcl. IHCb KOIIrI 3 <> TH J n 5.
При замыкании тормоза рычаг привода
7 поворачивается по стрелке «е», причем: — прн отсутствии износа фрикционных накладок 13 (зазор «Q» равен номинальному установочному), он останавливается в положении «в», и стенка «д» паза 6 не воздействует на управляющую (ягу 5;
n p H но>(вле ни и износа (!) pH Krr Jr()J J ffhrx накладок 13 (зазор «Ь» больше )юминаль) ог(7 усTHJlono lrlof о), on проходи- положение
<<в>> H 13оздсй(с !ч3 ч 53 стсllKof". <<д>> паза r) JIB конец «а» м)(равляющсй тяги 5, смещает ее
IIa некоторую величину. 1яг(3 5 через ось 8 поворачивает ц;айбу 9, однако, из-sn наличия в момент замыкания тормоза сил трения в резьбовых соединениях стяжки 1 и гаек 2, шайба 9 не может повернуть стяжку 1 и пробуксовывает относительно ее.
Рычаг привода 7, при размыкании тормоза всегда приходящий в положение «б:>, возвращает тягу 5 в исходное положение, воздействуя на се конец «а» стенкой «г» паза 6.
При этом, движение тяги 5 через ось 8 пере дается шайбе 9, которая за счет фрикцио,lного сцеплеIJHH, поворачивает резьбовую стяжку 1 и сближает гайки 2 и размещен,(ые на их полуосях 3 нажимные рычаги 4, автоматически компенсируя, таким образом, износ фрикционных накладок 13 и восстанавливая номинальный установочный зазор «Ь»
Выполнение управля)ощей тяги Г-образной и жесткой с размегцением ее Г-образного конца в пазу, выполненном Но дуге в приводном рычаге, и шарнирным соединением ес второго конца с шайбой-водилом, свободIJr) no по ажснных на конец стяжки и взаимодействующим с ее буртом через пружинный элемент, упрощает конструкцию и повышает сс надежность путем непрерывности êîìпснсации износа фрикционных накладок тормоза.
Ф(7р 3(ула изобретения
Тормоз, содержащий два нажимных рычага с фри кион ными колодками, соединенfJhIx шарнирно установленными в них гайками и взаимодействующий с гайками винтовой стяжкой, имеющей концевую часть и механизмы поворота нажпмных рычагов и винтовой стяжки, отличающийся тем, что, с це; J>ro упрогцения конструкции и повышения надежности, механизм поворота нажимных рычагов выполне)3 с управляющим рычагом, имс(ощим .. угообразный паз, а механизм
JIuv>op(7TH винтовой стяжки выполнен в виде диска, установленного па концевой части винTof3oH cTH>KKJr c B(73 vIo>KHocTblo г ово17ота п(, одним концом размещенной в дугообразном пазу управляющего рычага, а другим шарнирно связанной с диском, и фрикционного элемента, взаимодействующего с тор35 Jlonon поверхностью диска и поверхностью копцсвой части винтовой стяжки.
Источники информации, JJpHJfHTJ>Jp во внимание I)pH экспертизе
1. Г1атент Франции Ло 2244102, кл. F 16 D 65 56, 1974.
765556
S- В фиг. 4
Составитель Е. Ахматова
Техред К. Шуфрич Корректор Ю. Макаренко
Тираж 1095 Подписное
Редактор Н. Катаманина
Заказ 6480/35
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4