Амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
с л-.г нел
О Л И.С:A Н- И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()765559 (61) Дополнительное к авт. свид-в (22) Заявлено 09.0! .78 (21) 2565264/25-28 (51) М Кл а с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
F16 F7/14
Государственный комитет по делам изооретений и открытий
Опубликовано 23.09.80. Бюллетень Ло 35
Дата опубликования описания 27.09.80 (53) УДК 621.567..! (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Г. Георгиади, О. Ю. Кузьменко, Ю. К. Лауткин, Н. М. Мясников и В. Ф. Хон (7!) Заявитель
Новосибирский электротехнический институт (54) АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к устройствам для гашения колебаний и может быть использовано в любой отрасли общего машиностроения.
Известен амортизатор, содержащий упругие элементы, выполненные в виде незамкнутых восьмеркообразных петель троса, охватывающие расположенные на колеблющемся основании и изолируемом объекте элементы крепления (!).
Недостатком такого амортизатора является трудность обеспечения условия равночастотности.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является амортизатор, содержащий две соосные дисковые обоймы, упругие элементы, выполненные в виде отрезков троса, и узлы крепления их, равномерно расположенные на обоймах (2J.
Недостатками такого амортизатора являются нелинейность силовой характеристики, отсутствие избирательности свойств и неравнозначная нагрузка на тороидальные упругие элементы.
Целью изобретения является повышение эффективности работы.
Это достигается тем, что упругие элементы скручены в восьмеркообразные петли, направление закрутки каждой пары диаметрально противоположных упругих элементов различно, а в одной из обойм выполнены канавки для крепления троса, глубина которых выбрана из соотношения:
b = Л+ (i 1— 1) ° где i — порядковый номер парь| канавок;
d — диаметр троса;
8 — максимальная упругая деформация
1О троса;
n — общее число пар канавок на обойме.
На фиг. 1 изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 то же, план; на фиг. 3, 4 и 5 — разрезы
15 по местам крепления упр гих элементов в канавках прижимных планок — (разрезы А — А
Б — Б,  — B на фиг. 2 соответственно).
Амортизатор содержит две соосные дисковые обоймы и 2, упругие элементы 3, выполненные в виде замкнутых отрезков троса, скрученных в восьмеркообразные петли, и прижимные планки 4 и 5. Упругие элементы 3 имеют одинаковые размеры и уложены в канавки 6 прижимных планок 4 и 5 с возможностью проскальзывания. Планки 4 и 5
765559 стягиваются болтами 7 и 8 и гайками 9, I() с обойма<ми 1 и 2. Обойма 1 соединяется с к<хгеблющимсH основанием 11, а обойма
2 с изолируемым объектом 12.
1(рижимньц планки 4 и 5 в виде дисков с радиальными пазами содержат четное (не t и<и ге ч<.ть<рех) число равномерно расположсttttt>lx по «кружности канавок 6, равное
<и<а . упругих элементов 3, которые скручеlitt ll «осьмеркообразныс пстпи так, что на«р" i;,<ение закрутки каждой пары диаметРаяпио ПРОтИВОПОЛОжНЫХ ТОРОВ РаЗЛИЧНО. 10
K;ttt;t«t<>t, выполненные на прижимной планкс
4, им< ют одинаковую глубину, равную диаметру 1роса, из которого свит упругий элеме<п. На прижимной планке 5 одинаковую
l,)) áètió <моют только диаметрально противо!
5 иол«.к
Ь„= 1+ (l i— 1) б
< де h — — глубина канавок; ы — порядковый номер пары канавок;
d — диаметр троса, из которого свит тороидальный упругий элемент; и — общее число пар канавок на обойме (п )2); максимально возможная упругая деформация тороидального упругого элемента.
Амортизатор работает следующим образом.
При приложении к обойме 1 знакопеременных нагрузок со стороны колеблющегося основания 11 начинается процесс последовательного включения упругих элементов
3 амортизатора, который происходит в следующем порядке. Сначала включается и воспринимает нагрузку пара упругих элементов, которая уложена в канавки наименьшего размера планки 5 (Ь1 — — b„„„= d). После того, как их деформация превысит величину h, включается в работу и начинает нести нагрузку егце одна пара товаров. Этот процесс продолжается до тех
При воздействии на амортизатор малоа м плитудных высокочастотных вибраций демпфирование, которое в данном случае определяется только величиной конструкционного и внутреннего трения, почти не увеличивает коэффициент виброизоляции, что позволяет иметь в зарезонансной зоне качественную виброизоляцию. В резонансных
43
S0 режимах в случае резкого возрастания ампли i уды колебаний, а также при действии ударных нагрузок большой интенсивности к межпроволочн0му и вttутреннему трению добавляется значительное по величине межвитковос трение, обусловленное закруткой каждого отрезка троса, которое делает амортизатор в этой полосе частот высокоэффеKтивным демпфером, позволяющим получать на резонансе малые коэффициенты усиления.
Кроме того, в скрученном в восьмеркообразную петлю упругом элементе с увеличением нагрузки за счет обьемной депланации, которая возможна только в замкнутых фигурах, плавно возрастает давление, а следовательно, и сила трения между ветвями, т. е. упругий элемент обладает избирательными свойствами, позволяющими существенно повысить эффективность работы амортизатора при воздействии интенсивных вибрационных и ударных нагрузок.
Встречная закрутка каждой пары диаметрально противоположных упругих элементов дает возможность обеспечить повышенную симметричную крутильную жесткость относительно оси симметрии амортизатора за счет исключения поворота обойм относительно друг друга, а размещение упругих элементов в канавках с возможностью проскальзывания обеспечивает равнозначное нагружение ветвей в виде отрезков троса.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий две соосные дисковые обоймы, упругие элементы, выполненные в виде отрезков троса, и узлы крепления их, равномерно расположенные на обоймах, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, упругие элементы скручены в восьмеркообразные петли, направление закрутки каждой парь| диаMeTpBëüHo противоположных упругих элементов различно, а в одной из обойм выполнены канавки для крепления троса, глубина которых выбрана из соотношения:
b =d+(i — 1) где i — порядковый номер парй канавок; диаметр троса;
g — максимальная упругая деформац:-<я троса; и — общее число пар канавок на обойме.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 297823, кл. F 16 F 7/14, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 314942, кл. F 16 F 7/14, 1971 (прототип).
765559 ,юг.5
Составитель О. Мальцев
Редактор М. Рогова Texpcä К. Шуфрич Корректор 10. Макаренко
Заказ 6480/35 Тираж 1095 Подп
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППГ1 «Патент», г. Ужгород, ул. ГIроектная, 4