Амортизатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

с л-.г нел

О Л И.С:A Н- И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()765559 (61) Дополнительное к авт. свид-в (22) Заявлено 09.0! .78 (21) 2565264/25-28 (51) М Кл а с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

F16 F7/14

Государственный комитет по делам изооретений и открытий

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень Ло 35

Дата опубликования описания 27.09.80 (53) УДК 621.567..! (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Г. Георгиади, О. Ю. Кузьменко, Ю. К. Лауткин, Н. М. Мясников и В. Ф. Хон (7!) Заявитель

Новосибирский электротехнический институт (54) АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к устройствам для гашения колебаний и может быть использовано в любой отрасли общего машиностроения.

Известен амортизатор, содержащий упругие элементы, выполненные в виде незамкнутых восьмеркообразных петель троса, охватывающие расположенные на колеблющемся основании и изолируемом объекте элементы крепления (!).

Недостатком такого амортизатора является трудность обеспечения условия равночастотности.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является амортизатор, содержащий две соосные дисковые обоймы, упругие элементы, выполненные в виде отрезков троса, и узлы крепления их, равномерно расположенные на обоймах (2J.

Недостатками такого амортизатора являются нелинейность силовой характеристики, отсутствие избирательности свойств и неравнозначная нагрузка на тороидальные упругие элементы.

Целью изобретения является повышение эффективности работы.

Это достигается тем, что упругие элементы скручены в восьмеркообразные петли, направление закрутки каждой пары диаметрально противоположных упругих элементов различно, а в одной из обойм выполнены канавки для крепления троса, глубина которых выбрана из соотношения:

b = Л+ (i 1— 1) ° где i — порядковый номер парь| канавок;

d — диаметр троса;

8 — максимальная упругая деформация

1О троса;

n — общее число пар канавок на обойме.

На фиг. 1 изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 то же, план; на фиг. 3, 4 и 5 — разрезы

15 по местам крепления упр гих элементов в канавках прижимных планок — (разрезы А — А

Б — Б,  — B на фиг. 2 соответственно).

Амортизатор содержит две соосные дисковые обоймы и 2, упругие элементы 3, выполненные в виде замкнутых отрезков троса, скрученных в восьмеркообразные петли, и прижимные планки 4 и 5. Упругие элементы 3 имеют одинаковые размеры и уложены в канавки 6 прижимных планок 4 и 5 с возможностью проскальзывания. Планки 4 и 5

765559 стягиваются болтами 7 и 8 и гайками 9, I() с обойма<ми 1 и 2. Обойма 1 соединяется с к<хгеблющимсH основанием 11, а обойма

2 с изолируемым объектом 12.

1(рижимньц планки 4 и 5 в виде дисков с радиальными пазами содержат четное (не t и<и ге ч<.ть<рех) число равномерно расположсttttt>lx по «кружности канавок 6, равное

<и<а . упругих элементов 3, которые скручеlitt ll «осьмеркообразныс пстпи так, что на«р" i;,<ение закрутки каждой пары диаметРаяпио ПРОтИВОПОЛОжНЫХ ТОРОВ РаЗЛИЧНО. 10

K;ttt;t«t<>t, выполненные на прижимной планкс

4, им< ют одинаковую глубину, равную диаметру 1роса, из которого свит упругий элеме<п. На прижимной планке 5 одинаковую

l,)) áètió <моют только диаметрально противо!

5 иол«.к

Ь„= 1+ (l i— 1) б

< де h — — глубина канавок; ы — порядковый номер пары канавок;

d — диаметр троса, из которого свит тороидальный упругий элемент; и — общее число пар канавок на обойме (п )2); максимально возможная упругая деформация тороидального упругого элемента.

Амортизатор работает следующим образом.

При приложении к обойме 1 знакопеременных нагрузок со стороны колеблющегося основания 11 начинается процесс последовательного включения упругих элементов

3 амортизатора, который происходит в следующем порядке. Сначала включается и воспринимает нагрузку пара упругих элементов, которая уложена в канавки наименьшего размера планки 5 (Ь1 — — b„„„= d). После того, как их деформация превысит величину h, включается в работу и начинает нести нагрузку егце одна пара товаров. Этот процесс продолжается до тех

При воздействии на амортизатор малоа м плитудных высокочастотных вибраций демпфирование, которое в данном случае определяется только величиной конструкционного и внутреннего трения, почти не увеличивает коэффициент виброизоляции, что позволяет иметь в зарезонансной зоне качественную виброизоляцию. В резонансных

43

S0 режимах в случае резкого возрастания ампли i уды колебаний, а также при действии ударных нагрузок большой интенсивности к межпроволочн0му и вttутреннему трению добавляется значительное по величине межвитковос трение, обусловленное закруткой каждого отрезка троса, которое делает амортизатор в этой полосе частот высокоэффеKтивным демпфером, позволяющим получать на резонансе малые коэффициенты усиления.

Кроме того, в скрученном в восьмеркообразную петлю упругом элементе с увеличением нагрузки за счет обьемной депланации, которая возможна только в замкнутых фигурах, плавно возрастает давление, а следовательно, и сила трения между ветвями, т. е. упругий элемент обладает избирательными свойствами, позволяющими существенно повысить эффективность работы амортизатора при воздействии интенсивных вибрационных и ударных нагрузок.

Встречная закрутка каждой пары диаметрально противоположных упругих элементов дает возможность обеспечить повышенную симметричную крутильную жесткость относительно оси симметрии амортизатора за счет исключения поворота обойм относительно друг друга, а размещение упругих элементов в канавках с возможностью проскальзывания обеспечивает равнозначное нагружение ветвей в виде отрезков троса.

Формула изобретения

Амортизатор, содержащий две соосные дисковые обоймы, упругие элементы, выполненные в виде отрезков троса, и узлы крепления их, равномерно расположенные на обоймах, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, упругие элементы скручены в восьмеркообразные петли, направление закрутки каждой парь| диаMeTpBëüHo противоположных упругих элементов различно, а в одной из обойм выполнены канавки для крепления троса, глубина которых выбрана из соотношения:

b =d+(i — 1) где i — порядковый номер парй канавок; диаметр троса;

g — максимальная упругая деформац:-<я троса; и — общее число пар канавок на обойме.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 297823, кл. F 16 F 7/14, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 314942, кл. F 16 F 7/14, 1971 (прототип).

765559 ,юг.5

Составитель О. Мальцев

Редактор М. Рогова Texpcä К. Шуфрич Корректор 10. Макаренко

Заказ 6480/35 Тираж 1095 Подп

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППГ1 «Патент», г. Ужгород, ул. ГIроектная, 4