Привод для транспортных средств с инерционным силовым агрегатом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП КСАН ИЕ

ИЗЬВРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Соцмалметических

Реслублми (1765564

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.11.77 (2) ) 2549218/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М. Кл.>

F 16 F 15/30

F 16 Н 33/02 вудврхттмввмв квмвтвт

CCCI ав дввам взебретехвв в втхрмтвй

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень ¹ 35 (53) УДК 621.086 ,629,113 (088.8) Дата опубликования,описания 28.09.80 (72) А втеры язоб1тетения

А. Г. Журавель, Э. М. Паршкнн, А. М. Селезнев н М. Н, Паук

Рефрижераторное вагонное депо «Синельниково-!»

Приднепровской железной дороги (71) Заявитель

f54) ПРИВОД ДЛЯ TPAHCflOPTHblX СРЕДСТВ

С ИНЕРЦИОННЫМ СИЛОВЫМ АГРЕГАТОМ!

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам транспортных средств и может быть использовано на гндровозах, робусах, маховичпых рекуператорах, маневровых локомативах, дрезинах, и т.. д, а также на электровозах, предназначенных для прохождения незлектрофицированных участков трассы.

Известен привод для транспортных средств с инерционным силовым агрегатом, содержащий устанавливаемый с возможностью вращения на транспортном средстве ведущий вал с маховиком, трансмиссию, включающую приводной вал, соединенные гибкой связью ведущую звездочку, установленную на приводном валу; соединительные муфты и механизмы управления. Трансмиссия выполнена гидравлической, состоящей из аксиальио-поршневых дви гателя и гидронасоса, Известная конструкция исключае пере грузки узлов трансмиссии при резком иэмечении режима работы (торможеиие, переключение на зарядку маховика), создает возможность поддерживания постоянной рабочей скорости на трассе f11.

Недостатком известного устройства является наличие в нем, помимо механической передачи, гидравлической системы, усложняющей Конструкцию привода н снижающей его КПД.

Цель изобретения — повышение КПД н упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в ведущей звездочке выполнено центральное отверстие, одна из ступеней которого выполнена в виде гладкого цилиндрического

tO отверстия, а другая — в виде отверстия с продольными шлицами, на ведущем валу установлены два радиально-упорных подшипника, наружная обойма одного иэ которых неподвижно установлена в гладком цилиндрическом отверстии звездочки, внутренняя его обойма установлена на ведущем валу с возможностью перемещения вдоль него, внутренняя обойма другого подшипника неподвижно установлена на ведущем валу, а привод снабжен жестко связанэъ ной с наружной обоймой втулкой, на наружной поверхности которой выполнены .шлнцы, взаимодействующие со шлицамн ве дущей звездочки, между наружными обой.мами подшипников размещены распорные эя яе яя унругие элементы, а на конце вала установлен стягивакнций внутренние обоймы подшипников регулировочный элемент.

На чертеже схематически представлен при вод, общи и вид.

Привод eîäep>êèò устанавливаемый на транспортном средстве l с воэможностью вращения ведуи ий вал 2 с маховиком 3, трансмиссию, включающую приводной вал 4, соединенные гибкой связьк.: 5 ведущую эвеэ дочку 6, установленную на ведущем валу

2 с маховиком 3, и ведомую звездочку 7, установленную на приводном валу 4, соединительные муфты 8 и 9 и механизм 10 управления.

В ведущей звездочке 6 выполнено центральное ступенчатое отверстие, одна иэ ступеней i 1 которого выполнена в виде гладкого цилиндрического отверстия, а другая ступень 12 — в виде отверстия с продольными шлицами 13, на ведущем валу 2 установлены два радиально-упорных подшипника 14 и 15. Подшипник 14 включает внутреннюю 16 и наружную 17 обоймы, а подшипник 15 включает внутреннюю 18 и наружную 19 обоймы.

Наружная обойма 19 подшипника 15 неподвижно установлена в гладком цилиндрическом отверстии, внутренняя его обойма 18 установлен" на валу 2 с возможНостью перемещения вдоль него.

Внутренняя обойма 16 подшипника 14 неподвижно установлена на ведущем валу 2, а привод снабжен жестко связанной с наружной обоймой 17 втулкой 20, на наружной поверхности которой выполнены шлицы 21, взаимодействующие со шлицами 13 ведущей звездочки 6. Между наружными обоймами 17 и 19 подшипников 14 и 15 размегцены распорные упругие элементы 22, а на конце вала 2 установлен стягивающий внутренние обоймы 16 и 18 подшипников 14 и 15 регулировочный элемент, выполненный, например в виде гайки 23 и контргайки 24. На приводном валу 4 установлены приводные колеса 25, которые включаются с помощью муфты 9 и механима 10 управления.

Устройство содержит также соеди . ительную муфту 8, с помощью которой на маховик 3 передаегся раскручивающий момент при зарядке от зарядного двигателя.

Привод работает следующим образом.

Включается соединительная муфта 8 и через вал зарядный двигатель (на чертеже не показан) раскручивает маховик 3 до максимального рабочего числа оборотов, после чего муфта 8 отключается. Внутренние обоймы 16 и 18 радиально-упорных подшипников качения 14 и 15, вращаясь совместно с ведущим валом 2 маховика 3, передают при перекатывании тел вращения (шариков) постоянный крутящий момент на наружные обоймы 19 и 17, Ве4 личина этого момента зависит от усилия прижатия наружных обойм к внутренним через элементы качения, создаваемым упругим элементом (силовозбудителем) например в виде тарельчатой пружины, и коэффициента трения качения между поверхностью тел качения и обоймами подшипников 14 и15. Усилие же прижатня изменяется путем регулировки местоположения подшипника 15 гайкой 23 на валу 2, который поджимает упругий элемент 22. При регулировке ведущая звездочка 6 может ограниченно перемеща" ься в осевом направлении в пределах расположения ее внутренних шлицев 13, взаимодействующих со шлицами 21 втулки 20, закрепленной на наружной обойме подшипника !4. Постоянный крутящий момент с ведущей звездочки 6 посредством приводного звена, например, всдомой звездочки 7 и гибкой связи 5, передается на приводные колеса 25 с заданным передаточным числом.

Включение и выключение привода осуществляется механизмом 10 управления.

Конструкция привода позволяет, независимо от скорости вращения маховика, передавать от пего к приводным колесам постоянный крутя цяй чомент, равный

- х i ior 1 под,— Р - l мяр где N - осевое распорное усилие между шдрикоподшипниками, создаваемое силовозбудителс,":: („дч — коэффициент трения качения, :;заисит от материала, иэ кототорого изготовлены шарики и

„ îëüöà шарикоподшипников; й„о,,— радиус окружности, проходящей !eрез центры шариков; ,", анус тела качения (шарика)

При использовании предлагаемого привода обеспечивается так называемая «мягкая характеристика», г. е. при внезапном изменении нагрузки (торможении) «жесткое звено приво,„",; — — маховик — не передает всю свою энергию на элементы трансмиссии за счет перекатывания элементов качения (шариков) в радиально-упорных подшипниках качения, а только калиброванную нагрузку — крутящиЙ момент, на который настроен привод. Такая особенность привода позволяет добиться постоянной скорости транспортного средства на трассе простой операцией: включением-выключением привода.

Таким образом, предлагаемый привод обладает всеми преимуществами привода гидротрансмиссией, сднако иэ-за отсутствия таковой в его сост-ве КПД привода повышается с 0, 28 до 0 47. Кроче того, привод имеет упрощенную конструкцию, подобранную из готовых стандартных элементов, изготовленных е высокои точностью радиально-упорных годшипников качения, компактен и прост в изготовлении, нри монтаже и в эксплуат и и

76556%

Формула изобретения

Составитель В. Штукарев

Редактор T. Кугрышева Техрел К. Шуфрич Корректор В. Ьутнга

Зава» 6912114 Тираж I095 Полонское

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскан наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Привол лля транспортных средств с инерционным силовым агрегатом, содержащий устанавливаемый с возможностью вращения на транспортном средстве ведущий вал с маховиком, трансмиссию, включающую приводной вал, соединенные гибкой связью велущую звездочку, установленную на приволном валу, соединительные муфты и механизмы управления, отличающийся тем, что, с целью повышения КИД и упрощения конструкции, в ведущей звездочке выполнено центральное ступенчатое отверстие, олна из ступенек которого выполнена в виде гладкого цилиндрического отверстия, а другая — в виде отверстия с продольными шлицами, на ведущем валу устано:=.лены два радиально-упорных подшипника, наружная обойма одного из которых неподвижно установлена в гладком цилиндрическом отверстии звездочки, внутренняя ro обойма установлена на ведущем валу с возможностью перемирие ния вдоль него внутреняя обойма другого подшипника неподвижно установлена на ведущем валу, а привод снабжен жестко связанной с наружной обоймой втулкой, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, взаимодействующие со шлицами ведущей звездочки, между наружными обоймами подшипников размещены распорные упругие элементы, а на конце вала установлен стягивающий внутренние обоймы подшипников регулировочный элемент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гулиа H. В. Маховичные двигатели.

М., «Машиностроение», 976, с. 93 — 94, рнс. 61 (прототип).