Тяговая цепь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пк<ен не is.,,„,,„,я
О П И ()765566
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Соватскмх
Соцмалмстмческмк
Республмк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.11.78 (21) 2683967/25-27 (5l } М. Кл. с присоединением заявки №вЂ”
F 16 G 13/12
Гесударствеиимй комитет (23) Приоритет— (53) УДК 62! .85. .055 (088.8) Опубликовано 23.09.80. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 28.09.80 ао девам изабретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
M. М. Денищенко, С. С. Мирошников и 1О. И. Пустовойт
{7I ) Заявитель
Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт технологии машиностроения (54) ТЯГОВАЯ ЦЕПЪ
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к тяговым цепям, служащим для транспортировки и перемещения грузов, сыпучих материалов и вязких масс под любым углом наклона посредством несущих рабочих органов, прикрепленных или подвешенных к ним, и может быть использовано в конвейерах, транспортерах, подъемниках и т. п. предпочтительно при эксплуатации в агрессивных средах, Известна тяговая цепь, содержащая расположенные во взаимно перпендикулярных {0 плоскостях чередующиеся звенья из круглого проката. Все звенья имеют одинаковый размер по внутренней ширине.. Во время работы цепи при огибании звездочек (барабанов, блоков) в шарнирах реализуется, более выгодное в энергетическом отношении трение качения с возможным проскальзыванием, что снижает суммарные потери мощности на трение в шарнирах цепного контура )1).
Однако вследствие одинаковых размеров m чередующихся звеньев и превышения внутренней ширины чередующихся звеньев над диаметром цепного проката контактирование звеньев между собой осуществляется при малых размерах пятен контактов (ê0HTàêT в точке), что вызывает возникновение высоких контактных напряжений, в шарнирах и, в результате, обуславливает высокую скорость изнашивания и коррозий (мехаиохимическнй эффект при эксплуатации в агрессивных средах) рабочих поверхностей шарниров и в итоге предопределяет низкую долговечность цепей.
Цель изобретения — увеличение долговечности цепей при условии сохранения возможности реализации в шарнирах менее энергоемкого трения качения с возможным проскальзыванием.
Указанная цель достигается тем, что звенья выполнены разными по внутренней ширине.
На фиг. 1 .схематически изображена предлагаемая тяговая цепь, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Тяговая круглозвенная цепь содержит чередующиеся во взаимно перпендикулярных плоскостях звенья н 2. Звенья l .. выполнены так, что их внутренняя ширина В, больше диаметра цепного прока- та Д, что необходимо для реализации в шарнирах трения качения с возможным про765566
Формула изобретения
4Риг /
В 4
Составитель Г. Мартышкина
Редактор А. Маковская Техред К. Шуфрич Корректор Ю. Макаренко
Заню.6912j! 4 Тираж 1095 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР яо делам изобретений н открытий
1l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 скальзыванием. Звенья 2 выполнены так, что их внутренняя ширина Ве и диаметр цепного проката Д равны, чем обеспечивается увеличение размеров пятен контактов звеньев 1 и 2 в местах ик контактирования (контакт по линии). Звенья и 2 выполнены нз низкоуглеродистой экономнолегированной стали хромомарганцевой композиции.
Перед работой цепь устанавливают так, что звенья располагаются в плоскости относительно поворота звеньев, т. е. в плос- тй кости, перпендикулярной осям вращения звездочек (барабанов блоков) . Во время работы цепи при огибанни звездочек (барабанов, блоков), например, в горизонтальной плоскости, звенья располагаются го35 ризонтально, что обеспечивает наличие зазора  — Д в плоскости относительного поворота звеньев и создает условия для реализации в шарнирах трения качения с возможным проскальзыванием, а звенья 2 располагаются вертикально, что обеспе- ге чивает контактирование звеньев не в точках, а по линиям, т, е. увеличивает размеры пятен контактов в местах контактирования звеньев, в результате чего относительный поворот .звеньев происходит прн более низких контактных напряжениях в
25 шарнирах, что приводит к снижению скорости изнашивания и коррозии рабочих поверхностей шарниров т. е. к повышению долговечности цепей.
В случае эксплуатации цепей в условиях агрессивных сред исполнение звеньев 1 и 2 из низкоуглеродистой экономнолегированной стали хромомарганцевой композиции обеспечивает высокую долговечность цепей вследствие более высокой сопротивляемости коррознонно-механическому изнашиванию.
Предлагаемая тяговая цепь обладает долговечностью в 1,5 — ll,8 раза большей по сравнению с известной.
Тяговая цепь. содержащая расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях чередующиеся звенья иэ круглого проката, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, соседние звенья выполнены разными по внутренней ширине.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. ГОСТ 2319-?О.