Полуавтомат для контроля биения и смещения исходного контура зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

с л

О Il И С А Н И Е,,765640

ИЗОБРЕТЕНИЯ

t с !."в»

Союэ Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6i) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 31.07.78 (21) 2650477/25-28 с прнсоеднненнем эаявкн №вЂ” (23) Приоритет— (51) M К з

G 0I В 5/20

1Ъсударственкй квинтет

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 28.09.80 (53) УДК 531.717, .2:621.833 (088.8) ео двлхм нзобретеннй н отхрмтнй (72) Авторы изобретения

Л. Я. Горохов н H. Я. Горохов (71) Заявнтель (54) ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ БИЕНИЯ И СМНЦЕНИЯ

ИСХОДНОГО КОНТУРА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к приборам для нзмерення зубчатых колес.

Известен полуавтомат для контроля. радиального биения и размеров «М» мелкомодульных эчбчатых колес, содержащий ос5 нованне с центрами для установки измеряемого колеса, базовую направляющую с фиксатором н каре гкой, уста новленную на основании перпенднкулярно ликии центров, механизм поворота колеса, имеющнй привод, датчик перемещения, щуп, закреп- 1о ленный на штоке датчика н регистратор сигналов датчика, датчик перемещения. Поворот колеса осуществляется с помощью специального наконечника, который под действием кулачкового вала двигается по плоской криволинейной траектории, а датчик последовательно вводится в контакт со всеми зубьями колеса j1).

Недостатком указанного полуавтомата является сложность конструкции, настройкн н невозможность нэмерення зубчатых колес с торцовым зубом н коническим.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является полуавтомат для контроля биения н смешния

2 исходного контура, зубчатых колес, содержащий основание с центрами для установки измеряемого колеса, базовую направляющую с фиксатором н кареткой, установленную на основании перпенднкулярно линии центров, механизм поворота колеса, имеющий привод, датчик перемещения, закрепленный на выходном звене механнзма поворота, щуп, закрепленный на штоке датчика н регистратор снгналов датчика. В этом полуавтомате поворот колеса осуществляется непосредственно сферическим наконечником, опнсывающнм приближенно-эллиптическую тра екторню с помощью кулнсного механизма 12) .

Недостатком устройства является низкая надежность, поскольку прн повороте колеса сфернческнй нэмернтельный наконечннк скользят по боковой поверхности зуба измеряемого колеса н интенсивно изнашивается, что существенно сказывается на результатах измерения. Кроме того; устройство сложно в использовании для контроля круговых колес с разлнчной формой делнтельной поверхности.

765640

Цель изобретения — - повышение надежности и долговечности работы и обеспечение контроля круговых колес с различной формой делительной поверхности.

Укаэанная цель достигается тем, что полуавтомат снабжен кольцевой направляющей с фиксатором, ось которой перекрещивается под прямым углом с базовой направляющей и с линией центров, механизм поворота колеса выполнен в виде цилиндрического корпуса, установленного в кольцевой направляющей с возможностью продольного и углового перемещения, продольных направляющих с кареткой, размещенных внутри корпуса параллельно его продольной осн, распределительного вала с подшипниками, которые закреплены на каретке продольных направляющих, скользящей в продольном направлении муфты привода, связывающей привод с распределительным валом, снабженным обкатным роликом на одном конце и кулачком поперечной подачи на другом, торцового кулачка, размещенного внутри корпуса с возможностью изменения угла наклона и взаимодействующего с обкатным роликом, поперечных направляющих с плунжером, установленных на продольных направляющих, и обкатного ролика, закрепленного на плунжере и взаимодействующего с кулачком поперечной подачи, а щуп выполнен в виде тела, имеющего трапецеидальное поперечное сечение.

На чертеже изображена кинематнческая схема полуавтомата.

Полуавтомат содержит основание с центрами 2, в которых располагается измеряемое колесо 3, базовую направляющую 4 с фиксатором (на чертеже не показан) н кареткой 5, датчик 6 перемещения, регистратор 7 сигналов, корпус 8, расположенный в цилиндрической направляющей 9 с фиксатором 10. Механизм поворота колеса содержит электродвигатель 11, несущий на валу скользящую муфту 12, связанную с распределительным валом 13, расположенным в подшипниках !4 внутри каретки 15 продольных направляющих. На одном конце распределительного вала 13 расположен обкатной ролик !6, взаимодействующий с кулачком 17, на другом — кулачок 18 поперечной подачи, взаимодействующий с роликом 19, установленным на плунжере 20.

Каретка 15 расположена таким образом, что ее ось перекрещивается под прямым углом с линией центров 2 и поперечные направляющие 21 с плунжером 20 установлены,иа каретке 15. На плунжере

20 установлен датчик б перемещения, снабженный щупом 22 с трапецендальным поперечным сечением.

Для настройки иа различные модули контролируемых колес, механизм перемещения каретки 15 выполнен с торцовым

4 кулачком, снабженным меха низмом изменения угла наклона, состоящим из рукоятки 23 с поводком 24, входящим в прорезь торцового кулачка 7.

Полуавтомат работает следующим образом.

В исходном положении механизм поворота каретки 15 прижат к упору 25, а плунжер 20 — к упору 26, ось симметрии щупа 22 пересекается с линией центров 2, а сам щуп 22 находится в двухпрофнльном контакте с зубьями измеряемого колеса 3. В этом положении щупа 22 датчик б настраивается на «О».

При вращении электродвигателя i i муфта 12 приводит во вращение вал 13 с роликом 16, который, взаимодействуя с кулачком 17, приводит . каретку 15 в возвратно-поступательное движение.

В свою очередь вал 13 посредством расположенного на нем кулачка 18 и ролика 19 сообщает возвратно-поступательное движение плунжеру 20. Прн этом щуп

22 выходит из впадины между зубьями, перемещается вперед, входит в следующую впадину и возвращается в исходное положение, поворачивая измеряемое колесо 3 на один зуб.

В этом положении движение щупа 22 прекращается на время холостого хода кулачковых механизмов, элементы меха, низма поворота колеса 3 приходят в исходное положение. В течение этого времени датчик 6 выдает сигнал о положении щупа 22, фиксируемый регистратором

7 Поскольку на участке возврата щуп 22 движется прямолинейно по касательной к основной окружности колеса, а форма щупа 22 в поперечном сечении воспроизводит форму исходного контура зацепления, колесо 3 при повороте обкатывается по щупу 22 без скольжения, что предотвращает износ щупа 22.

При наладке полуавтомата на измерение колес разлйчного модуля рукояткой 23 через поводок 24 изменяется угол наклона кулачка 17, вследствие чего изменяется и величина перемещения каретки 15.

Для наладки полуавтомата на измерение колеса с нецилиндрической формой делительной поверхности, механизм привода поворачивают в кольцевой направляющей 9 таким образом, чтобы шток датчика б перемещения был направлен по нормали к делительной поверхности К0леса и закрепляют в таком положении фиксатором 10.

В результате выполнения механизма привода щупа 22, имитирующего условия зацепления колеса 3 с рейкой исходного контура, снижается износ щупа 22 и повышается надежность работы полуавтомата.

Кроме того, может быть обеспечена воэможность быстрой настройки полуавтомата

765640

Формула изобретения

Составитель Л. Кенич

Редактор T. Кугрышева Техред К. Шуфрич Корректор Н. Стен

Заказ 69) 6/15 тираж 801 11одписиос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 на измерение колес различных модулей и с различной формой делительной поверхности, что существенно повышает производительность трупа.

Полуавтомат для контроля биения и смещения исходного контура зубчатых колес, содержащий основание с центрами для установки измеряемого колеса, базовую направляющую с фикСатором и кареткой, установленную на основании перпендикулярно линии центров, механизм поворота колеса, имеющий привод, датчик перемещения, закрепленный на выходном звене механизма поворота, щуп, закрепленный на штоке датчика, и регистратор сигналов датчика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности работы и контроля круговых колес с различной формой делительной поверхности, он снабжен кольцевой направляющей с фиксатором, ось которой перекрещивается под прямым углом с базовой направляющей и с. линией центров, механизм поворота колеса выполнен в виде цилиндрического корпуса, установленного в кольцевой направляющей с воэможностью продольного и углового перечец1ения, продольных направляющих с ка реткой, размещенных внутри корпуса параллельно его продольной оси, распределительного вала с подшипниками, которые закреплены на каретке продольных направляющих, скользящей в продольном направлении муфты привода, связывающей привод с распределительным валом, снабженным обкатным роликом на одном конце и кулачком поперечной подачи на

16 другом конце, торцового кулачка, размещенного внутри корпуса с возможностью изменения угла наклона и взаимодействующего с обкатным роликом, поперечных направляющих с плунжером, установ15 ленных на продольных направляющих, н обкатного ролика, закрепленного на плунжере, и взаимодействующего с кулачком поперечной подачи, а щуп выполнен в виде тела, имеющего трапецеидальное поперечное сечение. то

Источники информации, принятые во внимаЧие при экспертизе

l. Патент ФРГ № 1296387, кл. 42 В 26/02, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 175671, кл. G Ol В 5/20, 1965, (пр тотип).