Способ оценки моющих свойств бензина и присадок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

S

r (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 171078 (21) 26751 б 4/23-04 (5 t ) V. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

6 О1 N 33/22

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 230980. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 250980 (>3) УДК 543.010 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В.Е. Емельянов, С.К. Кюрегян и К.Б. Рудяк (71) Заявитель

3. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ МОЮЩИХ СВОЙСТВ БЕНЗИНА

И ПРИСАДОК

Изобретение касается способа измерения физико-химических свойств топлив, в частности способа оценки моющих свойств бензинов и присадок во всасывающей системе карбюраторно- 5 го двигателя, предназначенного для использования в научно-исследовательских организациях и в лабораториях заводов.

Известен способ стендовых испыта- 10 ний моющих свойств топлив, заключающийся в том, что во всасывающую систему. полноразмерного многоцилиндрового двигателя устанавливают вставку и организуют подачу на вход системы картерных газов. После 300-часового испытания вставку вынимают и производят весовой контроль отложений $13 .

Недостатком этого метода является большая продолжительность испытаний, 2р зависимость их от конкретных атмосферных условий (даже при стендовых испытаниях), дороговизна, а также низкая воспроизводимость весовых испытаний и субъективный характер ви- 25 эуальной оценки. Главным же преимуществом этого метода является наличие реальных двигателей.

Наиболее близким по технической .сущности к предлагаемому способу яв- 30

2 ляется способ оценки склонности бензинов к смолообразованию во всасывающей системе карбюраторных двигателей, заключающийся в том, что смолообраэующую способность во всасывающей системе двигателя. определяют путем взвешивания смолистых отложений, образующихся на сменных вставках, помещенных во всасывающий коллектор двигателя, например во всасывающий коллектор установки ИТ-9-2-М, при работе на режиме в продолжении 1 ч и при затрате 1,5 кг импытуемого топлива (21.

Однако результаты полученные по этому способу зависят от содержания в бензине смолистых веществ, а в связи с тем,,что в современных бенэинах содержится незначительное количество смол их влияние на чистоту всасывающей системы также невелико.

В настоящее время проблема загрязнения всасывающей системы двигателей обострилась в связи с применением принудительной вентиляции картера.

При этом основным источником загрязнения служат не смолы, содержащиеся в бензине, а продукты неполного сгорания топлйва и масляные пары, а также пыль.

765732

Расход загрязнителя, Моющая эффективность

Температура воздуха во всасывающей системе OÑ аРЬенэ мм вод.ст, Продолжительность опыта, ч

Начальный расход топлива, мл/ч

Топливо мл/ч

70 44

84,8

88,9

62,0

78,9

320

320

70 32

70 110

70 61

3 1000

3 1000

Бензин Б-70

Бензин A-66

320

Таким образом, известный способ учитывает лишь незначительную часть источников загрязнения, то есть не . позволяет предсказать возможного поведения бензинов в условиях применения в современных двигателях.

Так в известном способе при моделировании работы реального двигателя . не учтено наличие картерных газов, то есть не предусмотрено никаких посторонних загрязнителей кроме бензина.

Способ не позволяет оценить моющие свойства присадок, предназначенных для уменьшения отложений во всасывающей системе двигателя.

Целью изобретения является повышение достоверности и точности оценки моющих свойств бензинов и приса-. док °

Это достигается тем, что способ оценки моющих свойств бензина и присадок осуществляют путем подачи ис- 20 пытуемого продукта во всасывающую систему двигателя на чувствительный элемент дополнительно, раздельно с испытуемым продуктом, подают загрязнитель и оценку моющих свойств ведут 25 по перепаду давления на чувствительном элементе.

В качестве загрязнителя желательно использовать раствор битума или мазута в техническом эталонном изооктане, у» например: 0,2В битума, 0,2% мазута в техническом эталонном изооксане (ТЗИ), Отличием предлагаемого способа является наличие новой операции в способе — дополнительной подачи.во всасывающую систему двигателя загрязнителя раздельно с топливом, что позволяет имитировать поступление во всасывающую систему картерных газов и ввиду этого оценить поведение бензина в современном реальном двигателе.

Так же, благодаря этим отличиям, становится возможным осуществить оценку эффективности моющих присадок.

Для осуществления предложенного способа в двигатель (например, двига- 4$ тель внутреннего сгорания установки

ИТ 9-2М) встраивается дополнительное устройство для подачи загрязнителя и между карбюратором и всасывающим ,патрубком во фланцевом соединении () Бензин AH-93 3 1000

Бензин А-76 3 1000.устанавливается специальная сетка марки С-90 по ГОСТ 3187-46.

Во время работы двигателя воздух поступает через воздушный патрубок и нагревается подогревателем до 70 С, из топливного бачка в диффузор подается топливо, а из другого бачка во второй диффузор поступает загрязнитель. Загрязнитель и топливо поступают на сетку, расположенную между карбюратором и всасывающим патрубкам.

По мере работы двигателя сетка загрязняется более или менее сильно в зависимости от моющих свойств топлива.

По мере загрязнения сетки растет ее гидравлическое сопротивление, что в свою очередь изменяет давление во впускной системе, которое измеряется с помощью манометра. Моющую эффективность топлива и присадок определяют по величине изменения давления во впускной системе из-за отложений, образовавшихся на сетке после 3 часов

;работы двигателя.

Моющую эффективность топлива количественно оценивают по формуле:

МЭ вЂ” аР "э -100 (1) аРЬОЬгде ЬР— изменение давления во впускной системе двигателя и на базовом бензине с моющими свойствами существенно худшими, чем у товарных бензинов, аР „ — изменение давления во впускной системе двигателя на испытуемом топливе.

Пример 1. Производят оценку моющих свойств товарных бензинов

АИ-93, A-76, Б-70 и A-66. В качестве загрязнителя применяют раствор содержащий 0,2 вес.Ъ битума БНК вЂ” 50/50 и 0,2 вес.В мазута М-100 в техническом эталонном изооктане.

Перепад давления на сетке после

3 ч работы установки на базовом топ .

Ливе (техническом эталонном изоокта- не) аРьоэ = 290 MM >ON ° T.

Моющие свойства бензинов определяют по формуле (1).

Данные испытаний сведены в табл.1.

Таблица 1

765732 где ьР— изменение давления во впускной системе при работе двигателя на базовом топливе с присадкой.

Начальный расход топлива, мл/ч

Концентрация присадки, вес.Ъ

Продолжительность испытаний,ч

Температура воздуха ОС

Расход загрязнителя, мл/ч

Макси Ририс, мм вод. ст. мальная эффективность,Ъ

Присадка

180

Парадин-50

Парадин-50

Парадин-50

B-15/41

0„01 1000

0,02 1000

0,05 . 1000

0,05 1000

320 70

320 70

320 70

320 70

5,3

160

15,8

47,3

100

140

26,3

Составитель Н. Богданова

Редактор В. Голышкина Техред Н.Граб Корректор О. Билак

Тираж 1019 Подписное

BHHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 (Заказ 6501/42

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Моющую эффективность присадок оце-. нивают по формуле:

h ьО Ь hPflPMQ 100 (2 )

Б .л Э

Пример 2. Производят оценку эффективности моющих присадок. Для испытания присадок используют базовое топливо (технический эталонный изооктан), в которое в различной концентрации вводят испытуемую присадку.

В качестве загрязнителя применяют

Использование предлагаемого способа оценки моющих свойств бензинов и присадок обеспечивает по сравнению с известными способами следующие пре- имущества: возможность получения достоверной оценки при незначительных расходах на испытания топлив и присадок; хорошую сходимость и воспроизво- 40 димость результатов оценки благодаря подаче строго одинакового количества загрязнителя, применение серийно выпускаемой од" ноцилиндровой моторной установки вмес- ц то специального дорогостоящего оборудования,что представляет большие возможности для оценки моющих свойств бензинов и присадок,предотвращающих образование отложений во всасы- щ вающей системе карбюраторного двига" теля.

Фор чула изобретения

1. Способ оценки моющих свойств бензина и присадок путем подачи испытуемого продукта во всасывающую раствор, содержащий 0,025 вес.Ъ битума БНК 50/50 и 0,025 вес.Ъ мазута

М-100 в техническом эталонном изооктане. Расчет моющей эффективности производят по формуле (2). Перепад давления на сетке при работе на базовом топливе (ТЭИ) без присадки

hР = 190 мм вод.ст.

В качестве испытуемых присадок используют парадин -50 (многофункциональная присадка, получаемая на основе полиаминов и эфиров янтарной кислоты) и В-15/41 (эфиры янтарной кислоты, выпускаемые о ТУ Р 6-14-866-72).

Результаты испытаний сведены в табл. 2.

Таблица 2 систему двигателя на чувствительный элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и точности оценки, во всасывающую систему двигателя дополнительно, раздельно с испытуемым продуктом, подают загрязнитель н оценку моющих свойств ведут по перепаду давления на чувствительном элементе.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а ющ и .й с я тем, что в качестве загрязнителя используют раствор битума или мазута в техническом эталонном изооктане.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Fuchs E.L. "Laboratory engine

methodefor measurement of detergency

effecttvness of gasoline additives

on carburator throttl body deposits" йеи York, 1961, SAE, ргерг! nt 9 379 О.

2. Авторское свидетельство СССР

9 148301, кл. G 01 И 33/22, 1961 (прототип).