Полюс электрической машины постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.03.78 (21) 2594877/24-07 с присоединением заявки (ча— (23) П рноритет (5! )М. Кл.

3 .

Н 02 К 9/04

Н 02 К 1/06

Гееударетавяыя конятат

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень М 35

Дата опубликования описания 23.09.80 по делан язюбретеяяя к юткрытяй (53) УДК 621З13. .042Л(I 8) (72) Авторы изобретения

М. И. Брейгер и А. K. Дука (71) Заявитель (54) ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электромащиностроению, в частности к электрическим машинам постоянного тока, работающим в режимах предельных нагрузок, постоянных вибраций, вызываемых ударами на стыках рельс.

Известна электрическая машина, в которой для крепления катушки на сердечнике полюса используется Г-образная скоба, изготовленная иэ листовой стали, содержащая отогнутую псд углом пластину (1) ..

Известен полюс электрической машины постоянного тока, содержащий сердечник с катушкой возбуждения и распорное устройство, выполненное в виде рамки с гофрированными продольными сторонами (2).

Недостатком известной конструкции является недостаточная надежность, обусловленная перегревом катушки, в результате чего разрушается электрическая изоляция проводника катушки.

U8JIb изобретения — повысить надежность электрической машины, за счет улучшения охлаждения.

Это достигается тем, что распорное устрой ство снабжено Т-образными выступами, концы

2 перекладин которых, расположенные со стороны входа охлаждаемого воздуха, ототнуты к основанию полюса, а противоположные концы перекладин выступов изогнуты по винтовой линии и отогнуты в сторону катушки.

Кроме того, поцеречные стороны распорного устройства могут быль выполнены гофрированными.

На фиг. 1 изображена часть полюса электрической машины постоянного тока, размещенного в электрической машине, вид с торца; на фиг. 2 — распорное устройство, вид в плане; на фиг. 3 — часть полюса с распорным устройством со стороны межполюсного промежутка, продольный вид, Предложенный полюс электрической машины постоянного тока содержит сердечник 1 с наконечником 2, катушку возбуждения 3, распорное устройство, содержащее пролольные сторо. ны 4, снабженные T-образными выступамн 5, имеющими винтообразное окончание Ь и прямоугольное отогнутое окончание 7, н поперечные стороны 8. Полюс закреплен на ярме станины 9.

765937

3

11ри сборке по>носа )!K êòðè÷|.oêoé мацпшы на сердечник иo носа помсщаягг катушку 803буждения 3 до соприкосновения ес с цакопсчником 2, затем на сердечник 1 полк>са помещают распорнос устройство. 11олюс усганавливают на станину 9, закрепляя его болтовым со. единением. Так как продольные с1ороны 4 и поперечные стороны 8 выполненbl гофрированными, то катушка возбуждения 3 зажата между наконечником 2 и станиной 9 поппружиненно.

Причем между станиной 9 и распорным усгройстврм в местах между гофрами имеются зазоры. Выступы 5 при этом размещены в межполюсном промежутке.

Выступы 5 распортного устроиства оказываются размещенными в межполюсном п!>омежутке таким образом, что винтообразное. окончание 6 отогнуто в сторону катушки, .i оямоугольное окончание 7, расположенное со стороны входа охлаждаемого воздуха, отогнуто к основанию полюса.

Благодаря винтообразному профилю окончаний 6 выступов 5 нагнетаемый поток охлаждающего воздуха прижимается к катушке возбуждения 3 и по винтообразной траектории направляется под углом на якорь электрической машины,, тем самым резко повышая эффективность охлаждения не только катушек обмотки возбуждения, но и обмотки якоря, а также уменьшаются циклические температурные деформации катушки возбуждения, имеющие место в реальных условиях из-за часто изменяющихся токовых нагрузок. Прямоугольное отогнутое окончание 7 выступа 5 перекрывает часть сечения межполюсного промежутка. Это необходимо для того, чтобы часть охлаждающего воздуха„омывавшего ярмо — менее нагреваемую часть электрической машины, направить к более нагретым элементам — катушке возбуждения 3 и якорю электрической машины.

Изменение длины окончаний 6 выступов 5 от самого короткого на входе до самого длинного на выходе охлаждающего воздуха необходимо для того, чтобы выравнять потери энергии потока охлаждающего воздуха по длине межполюсного промежутка, тем самым снизив энергетические затраты на охлаждение, причем изменение длины выполнено по закону арифметической прогрессии со знаменателем а=10 — 15 и шагом между выступами, равным 1/3 — 1/4 .длины межполюсного промежутка, что дает оптимальный результат.

Для гого, чтобы обссцсчип прохождение охлажланлпего воздуха между катушкой возбуждения и ярмом со стороны торца (узкой стороны) в аксиальном направлении. продольные стороны 4 p3cno1>nolo устройства выполняют из более толстого материала, чем поперечныс стороны 8.

Когда полюс с катушкой прижат к ярму, гофры «а продольной стороне 4 и на попереч-! о ной стороне 8 выпрямляются, но, так как толщина сторон 4 больше толщины сторон 8, между полюсом и станиной в аксиальном направлении всегда обеспечивается зазор.

Оптимальная его величина обеспечивается при соотношении толщин поперечных частей распорного устройства к продольным как

Для повышения надежности и повышения теплоотдачи поперечные стороны 8 распорного устройства гофрированы, причем амплитуда превышает толщину продольных сторон 4. Последнее приобретает большое значение при установке распорного устройства между двумя частями катушек возбуждения 3, разделенной, например, пополам.

Формула изобретения

1. Полюс электрической машины постоянно.го тока, содержащий сердечник с катушкой возбуждения и распорное устройство, выполненное в виде рамки с гофрированными продольными сторонами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности за счет улучшения охлаждения, распорное устройство снабжено Т-образными выступами, концы перекладин которых, расположенные со стороны входа охлаждаемого воздуха, отогнуты к основанию полюса, а противоположные концы

4О перекладин выступов изогнуты но винтовой линии и отогнуты в сторону катушки.

2. Полюс по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что поперечные стороны распорного устройства выполнены гофрированными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ГДР И 87864, кл. Н 02 К 3/48, 1973.

2. Патент Англии И 1055750, кл. Н 2А 6С, 1967.

765937

Составитель С. Венгржановская

Техред А.Жепанская Корректор В. Бутяга

Редактор О. Степина

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6523/50 Тираж 783

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5