Автогенератор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

° .скво( н: .,„„...

О П И С А Н И Е ()()765954

Союз Советскик

Социалистических

Респубпик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.02.78 (21) 2580794/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл з

Н 02 М 7/537

Государстееииый комитет

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень №35

Дата опубликования описания 28.09.80 (53) УДК 621.314.

58 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. А. Бас, А. К. Мусолин и С. H. Федячихин

Рязанский радиотехнический институт (71) Заявитель (54) АВТОГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и вторичного электропитания.

Известны схемы транзисторных генераторов с насыщающимся силовым трансформатором (11.

Недостаток данного устройства заключается в том, что момент переключения транзисторов определяется выходом из состояния насыщения ранее открытого транзистора. При этом ток коллектора возрастает до величины, равной произведению базового тока на статический коэффициент усиления транзистора. Поскольку амплитуда импульса тока не может превышать предельно допустимого для транзистора значения, номинальный ток коллектора не может быть больше, чем произведение допустимого импульсного тока коллектора на отношение минимального к максимальному статических коэффициентов усиления транзисторов, что вызывает порой значительное недоиспользование транзисторов по среднему значению тока коллектора, либо вынуждает подбирать транзисторы с близкими коэффициентами усиления.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является инвертор, содержащий датчик тока с транзистором и управляемый последним ключ, соединенный через диоды со входами силовых транзисторов, между эмиттерами которых и входным выводом введен третий силовой транзистор, шунтированный стабилитроном.

Недостатком устройства является пониженный КПД за счет наличия в цепи питания дополнительного транзистора.

Цель изобретения — упрощение и повышение КПД.

Поставленная цель достигается включе-. нием датчика тока между входным выводом и средней точкой коллекторных обмоток трансформатора и соединением эмиттеров силовых транзисторов с другим входным выводом. Кроме того управляемый ключ выполнен в виде двух транзисторов, силовые переходы которых шунтируют управляющие переходы силовых транзисторов.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема автогенератора; на фиг. 2 — временные диаграммы тока коллектора.

Автогенератор состоит из силовых транзисторов 1 и 2. связанных с выходным транс765954 форматором 3, в цепь питания которого включен датчик тока 4, шунтированный управляющим переходом транзистора 5, коллектор которого связан через резисторы 6 и 7 со входом управляемого ключа, выполненного на транзисторах 8 и 9.

Схема работает следующим образом.

При насыщении магнитопровода трансформатора 3 намагничивающий ток последнего, а следовательно и ток коллектора открытого транзистора, например 2, начинает увеличиваться. Когда напряжение на измерительном резисторе 4 достигает величины отпирания эмиттерного перехода транзистора 5, последний открывается, насыщая своим коллекторным токбм транзисторы 8 и 9, которые, в свою очередь, шунтируют эмиттерные переходы основных транзисторов 1 и 2, осуществляя форсированное запирание открытого транзистора 2. Следовательно, максимальный ток коллектора силовых транзисторов в. момент переключения не зависит от коэффициента усиления последних, а определяется величиной резистора 4.

Временные диаграммы токов, потребляемых автогенератором, предстаьлснь1 на фиг. 2 а, б для схем (1) и предлагаемой соответственно. Отношение величин I-, /I,„ и /3,„„-„/ф,„„„соответствует паспортным данным наиболее распространенных типов ключевых транзисторов 2Т630, 2Т603, 2Т208.

Таким образом, из известной схемы исключен один силовой транзистор с ll, óíòèðóþщим его стабилитроном и источник, питающий базовую цепь указанного транзистора (два диода), что обеспечивает повышение

КПД и упрощение схемы при сохранении положительных качеств известного устройства.

Формула изобретения

1. Автогенератор, содержащий силовые транзисторы, связанные с выходным трансформатором, в цепь питания которого вклю<о чен датчик тоКР, шунтированный управляющим переходом транзистора, коллектор которого связан со входом управляемого ключа, соединенного с управляющими переходами силовых транзисторов, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения

КПД, упомянутый датчик тока включен между входным выводом и средней точкой коллекторных обмоток трансформатора; а эмиттеры силовых транзисторов соединены с друГИМ ВХОДНЫМ ВЫВОДОМ.

2. Автогенератор по п. 1, отличающийся тем, что управляемый ключ выполнен в виде двух транзисторов, силовые переходы которых шунтируют управляющие переходы силовых транзисторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Моин В. С. и Лаптев Н. Н. Стабилизированные транзисторные преобразователи.

M., «Энергия», 1972, с. 311, рис. 9 — 5 а, б, г,д.

2. Патент США № 3956684, кл. Н 02 М 7/515, 1976.

765954 ОЧлгаХ

Jcmox

СЕлюх

Япгах б) а) Составитель И. Никитин

Редактор И.Мырдина Техред К.Шуфрич Корректор Г. Назарова

Заказ 6928/19 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4