Устройство для управления гидрообъемной трансмиссией самоходной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЙ ИС А
НИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Социалистических
Республик п1>766914
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, саид-ву (22) Звявлено 04.0778 (21) 2641671/27 -11 (51)М. К,.з с присоединением заявки №
В 60 Н 26/04
F 16 Н 39/02 (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 3009.80.Бюллетень ¹ 36 (53) УДК 629 113-585.2(088.8) Дата опубликования описания 30.09.80 (72) Автор. изобретения
В.Г.Крючков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРООБЪЕМНОЙ
ТРАНСМИССИЕЙ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к транспорт. ному машиностроению, а более конкретйо к механизмам управления гидрообъемными трансмиссиями самоходных машин, преимущественно гусеничных тракторов °
Известно устройство для управления гидрообъемной трансмиссией самоходной машины, содержащее механизм управления скоростью и поворотом, включающий . реверсивный исполнительный электродви- 0 гатель и усилитель постоянного тока (1j
Недостатком этого устройства является отсутствие однозначной зависимости между углом поворота рулевого 15 колеса и радиусом поворота машины.
Это объясняется тем, что разность производительностей насосов пропорциональна углу поворота рулевого колеса и остается постоянной при переме- 20 щении рычага управления скоростью, что влечет за собой изменение первоначально заданного радиуса поворота.
Таким образом, для сохранения первоначально заданного радиуса поворота 25 при изменении скорости необходимо одновременно с перемещением рычага корректировать угол поворота рулевого колеса, что усложняет управление машиной. 30
Целью изобретения является обеспе" чение однозначной зависимости между величиной перемещения органа управления поворотом и радиусом поворота самоходной машины.
Для достижения этой цели механизм управления скоростью и поворотом снабжен двумя тахометрическими датчиками частоты вращения движителей самоходной машины и двумя потенциометрами управления радиусом поворота, подключенными параллельно тахометрическим датчикам и соединенными электрической цепью через усилитель постоянного тока с исполнительным электродвигателем.
С целью повышения стабильности работы устройство для управления гидрообъемной трансмиссией самоходной машины снабжено дополнительным тахометрическим датчиком для обеспечения отрицательной обратной связи по частоте вращения исполнительного электродвигателя, подключенным к входу усилителя постоянного тока, к одному из потенциометров управления радиусом поворота и к исполнительному электродвигателю.
На чертеже приведена схема устройства.
766914
Двигатель 1 внутреннего сгорания через редуктор 2 соединен с насосами
3 и 4, которые гидравлически связаны соответственно с гидромоторами 5 и 6. Гидромотор 5 связан с левым движителем 7, а гидромотор б — c правым движчтелем 8. Входные звенья, механизмов 9 и 10 изменения производительности насосов 3 и 4, посредством тяг 11 и 12 соединены с поворотным рычагом 13, установленным на валу реверсивного исполнительного электродвигателя 14.
Исполнительный электродвигатель 14 закреплен на ползуне 15, шарнирно связанном с рычагом 16 управления скоростью. С валами гидромоторов
5 и 6 соединены тахометрические датчики 17 и 18 постоянного тока, электрической цепью связанные с потенциометрами 19 и 20 управления радиусом поворота. Движки потенциометров 19 и 20 электрической цепью связаны с входом усилителя постоянного тока 21 и тахометрическим датчиком 22 постоянного тока, соединенным с валом исполнительного электродвигателя 14, который подключен к выходу усилителя постоянного тока 21. Питание электрической схемы осуществляется от аккумуляторной батареи 23 машины.
Б режиме прямолинейного движения машины устройство работает следующим образом.
При перемещении рычага. 16 пронсходит синхронное перемещение входных звеньев механизмов 9 и 10 изменения производительности насосов 3 и 4. При этом происходит синхронное изменение скорости движителей 7 и 8 в пределах от максимальной переднего хода до максимальной заднего хода. Валы гидромоторов 5 и 6 вращаются с одинаковой частотой, напряжения на тахометрических датчиках 17 и 18 и потенциометрах 19 и 20 одинаковы, на входе усилителя постоянного тока 21 отсутствует управляющее напря>кение, величина и полярность которого определяются разностью напряжений на движках потенциометров 19 и 20, которые находятся в верхнем по схеме положении.
Вал исполнительного электродвигателя
14 неподвижен и поворотный рычаг 13 находится в нейтральном (горизонтальном по схеме) поло>кении.
При выполнении поворота машины, например. влево необходимо переместить движок потенциометра 20 вниз по схеме на величину, зависящую от требуемого радиуса поворота. При этом напряжение на движке потенциометра
20 уменьшится по сравнению с напря>кением на потенциометрс 19 и на входе усилителя постоянного тока 21 появится управляющее напряжение, полярность которого вызовет вращение исполнительного электродвигателя
14 и поворот рычага 13 против часоДля повышения стабильности работы устройства в него введена отрицательная обратная связь по частоте вращения исполнительного электродвигателя 14, осуществляемая с помощью тахометрического датчика 22 постоянного тока. При этом частота вращения электродвигателя 14 строго пропорциональна величине управляющего напряжения на входе усилителя постоянного тока
21. Чем значительнее отклонение фак-. тического радиуса поворота от заданного, тем быстрее произойдет восстановление последнего.
Применение данного изобретения на гусеничных тракторах с гидрообъемными трансмиссиями упростит и облегчит управление трактором, что обеспечит увеличение производительности труда. Наиболее эффективно применение предлагаемого устройства в сочетании с автоматическим управлением скоростью машины, а также при дистанционном управлении машиной.
6О
65 вой стрелки по схеме, если гидромоторы вращаются в направлении переднего хода машины, или по часовой стрелке при вращении гидромоторов в направлении заднего хода. Поворот рычага 13 вызовет увеличение производительности насоса 4 и одновременное уменьшение производительности насоса 3, что обеспечивает поворот машины влево. Поворот рычага 13 будет происходить до тех пор, пока
10 напряжения на движках потенциометров 19 и 20 станут равными между собой за счет увеличения напряжения на тахометрическом датчике 18 и одновременного уменьшения напряжения на тахометрическом датчике 17, при этом установится определенный радиус поворота. Если при этом изменить скорость машины с помощью рычага 16, на входе усилителя постоянного тока 21 вновь появится управляющее напряжение необходимой полярности, исполнительный электродвигатель 14 скорректирует положение рычага 13 и радиус поворота восстановится. При возвращении движка потенциометра 20 в исходное (верхнее по схеме) положение . вновь восстановится прямолинейное движение машины. В случае поворота вправо работа устройства аналогична описанной, но требуемый радиус повоЗО рота задается движком потенциометра 19.
Таким образом, независимо от скорости и направления движения машины устройство будет поддерживать пос35 тоянство отношения йапряжений тахометрических датчиков 17 и 18 (скоростей движителей 7 и 8), задаваемое движками потенциометров 19 или 20 (в зависимости от направления пово„О рота), что и требуется для обеспечения постоянного радиуса поворота.
766914
Формула изобретения
19 17 7 Х 3 2 У 6 8 78 20
Составитель О. Великая
Редактор М. Кузнецова Техред А.Щепанская Корректор М. лароши
Заказ 7110/13 Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
1. Устройство для управления гидрообъемной трансмиссией самоходной машины, содержащее механизм управления скоростью и поворотом, включающий реверсивный исполнительный электродвигатель и усилитель постоянного тока, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что,.с целью обеспечения однозначной зависимости между величиной перемещения органа управления поворотом и радиусом поворота самоходной машины, механизм управления скоростью и поворотом снабжен двумя тахометрическими датчиками частоты вращения движителей самоходной машины и двумя потенцио метрами управления радиусом поворота> ,подключенными параллельно тахометрическнм датчикам и соединенными электрической цепью через усилитель постоянного тока с исполнительным электродвигателем.
2 ° Устройство по п.1, о т л и—
5 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения стабильности работы, оно снабжено дополнительным тахометрическим датчиком для обеспечения отрицательной обратной связи по частоте вращения исполнительного электродвигателя, подключенным к входу усилителя постоянного тока, к одному из потенциометров управления радиусом поворота и к исполнительному электродвигателю.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 471220, кл. В 60 К 26/04, 1972.