Гидравлический привод рулевого устройства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Соке з Советскик
Социалистическик
Республик („)766959
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.12.78 (21) 2697213/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) Я. Кл з
В 63 Н 25/30
В 63 В 39/06
Гооудеротееннь1й комитет (53) УДК 629.12. .014.6 (088.8) Опубликовано 30.09.80. Бюллетень №36
Дата опубликования описания 05.10.80 ао делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
A. В. Киев и Л. Ф. Огарков (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД РУЛЕВОГО
УСТРОЙСТВА
Изобретение относится к судостроению в частности к гидравлическим приводам рулевых устройств, и предназначено преимущественно для рулевых машин и успокоителей качки.
Известен гидравлический привод рулевого устройства, содержащий гидравлический исполнительный механизм, кинематически связанный с поворотом картером и через промежуточный вал — с баллером руля, причем промежуточный вал и баллер установлены на подшипниках в поворотном картере, смонтированном на основании и имеющем стопорное устройство (! j.
Однако известное устройство имеет недостаточно высокий КПД и надежность.
Цель изобретения — повышение надежности КПД гидравлического привода.
Поставленная цель достигается тем, что промежуточный вал имеет два кулисных румпеля с направляющими и ползуны, установленные в направляющих румпелей и имеющие шаровые шарниры с отверстием, причем промежуточный вал выполнен со сквозным отверстием, а баллер выполнен с цилиндрическими пальцами и размещен перпендикулярно оси промежуточного вала внутри сквозного отверстия последнего при этом кулисные румпели расположены по разные стороны от осей промежуточного вала и баллера на равном расстоянии от оси баллера и связаны с баллером посредством цилиндрических пальцев, свободно установленных в отверстиях шаровых шарниров ползунов.
На фиг. 1 показана принципиальная схема предлагаемого гидравлического при1о вода рулевого устройства; на фиг. 2 — механическая передача между промежуточным валом и баллером; на фиг. 3 — разрез
А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3.
Гидравлический привод рулевого уст1 ройствй содержит гидравлический исполнительный механизм 1, соединенный механической передачей с рычагом 2, неподвижно закрепленным на промежуточном валу 3 с отверстием, внутрь которого перпендизт кулярно его оси введен баллер 4 руля 5.
Промежуточный вал 3 и баллер у — êíîêлены на подшипниках скольжения в поворотном картере 6, который, в своп:, .редь, установлен на подшипниках скольжения, 766959
1$
2$
30 з$
4S
S0
Формула изобретения
3 неподвижно закрепленных в основании-корпусе 7 устройства. Промежуточный вал имеет два кулисных румпеля 8, симметрично расположенных относительно его оси и оси вращения баллера. В направляющих румпеля установлены ползуны 9 с размещенными в них шаровыми шарнирами 10 с отверстиями, вмещающими в себя цилиндрические пальцы 11, неподвижно закрепленные на баллере симметрично оси вращения промежуточного вала. Ползуны выполнены из двух половин 12 и 13, связанных между собой прецизионными болтами, и имеют бурты, исключающие их поперечное смещение в направляющих румпеля при повороте баллера под нагрузкой. Регулировка зазора в сопряжении ползун-шаровой шарнир осуществляется прокладкой 14. Отверстия под цилиндрические пальцы в баллере и профильные пазы в направляющих румпеля обрабатываются с одной установки с целью обеспечения равномерной загрузки цилиндрических пальцев при передаче крутящего момента, которой способствует также ослабление сечения промежуточного вала отверстием для размещения баллера: На выходном валу поворотного картера установлено стопорное устройство, содержащее двухстороннюю зубчатую муфту 15, приводимую в движение поршнем 16, расположенным в цилиндре 17, закрепленном на корпусе рулевого устройства. В верхнем положении муфта стопорит поворотный картер с корпусом рулевого устройства, а в нижнем положении — поворотный картер с рычагом 2.
Работа гидравлического привода рулевого устройства при его выливании и перекладке руля происходит следующим образом.
Зубчатая муфта 15 поршнем 17 выводится в нижнее положение, при котором поворотный картер 6 стопорится с рычагом 2 и промежуточным валом 3. Рабочая жидкость от насоса подается в гидравлический исполнительный механизм 1, который через механическую передачу и рычаг 2 производит поворот картера 6 и вываливание руля 5 из ниши. При достижении крайнего положения вываливания руля 5 зубчатая муфта 15 поршнем 16 выводится в верхнее положение, при котором поворотный картер 6 стопорится с корпусом 7 рулевого устройства, а рычаг 2 освобождается от стопорения с поворотным картером. С этого момента гидравлический исполнительный механизм 1 производит перекладку руля 5. Движение от рычага 2 передается на промежуточный вал 3, вращение румпелей которого вызывает поступательное перемещение ползунов 9 в направляющих. Одновременно ползуны смещаются относительно оси баллера, воздействуя на цилиндрические пальцы 11 через шаровые шарниры 10 и вызывая их вра4 щение в плоскости, перпендикулярной оси баллера. Соотношение угла поворота баллера 4 (цилиндрических пальцев 11) и угла поворота промежуточного вала 3 определяется по формуле
tg4 tgЫВ = + 1 â где, Ы вЂ” углы поворота баллера и промежуточного вала;
К „ К вЂ” радиусы шарнирного соединения но цилиндрическим пальцам и направляющим румпеля в среднем положении баллера руля.
Технико-экономический эффект состоит в повышении надежности КПД и улучшении массо-габаритных показателей привода.
Повышение надежности обеспечивается большей несущей способностью симметричной кулисно-шарнирной передачи между промежуточными валом и баллером, чем у конической зубчатой передачи с односторонним зацеплением. Равномерное распределение крутящего момента на два цилиндрических пальца позволяет в два раза уменьшить нагрузки, действующие на сопрягаемые поверхности механической передачи между промежуточным валом и баллером.
Повышение КПД в предлагаемом приводе обусловлено уменьшением в два раза потерь на трение в подшипниках скольжения от боковых усилий, действующих на эти подшипники при силовом взаимодействии промежуточного вала через механическую передачу с баллером руля.
Улучшение массо-габаритных характеристик привода достигается за счет уменьшения масс и габаритов механической передачи между промежуточным валом и баллером, обусловленного большей несущей способностью кулисно-шарнирной передачи по сравнению с конической зубчатой передачей и двухпоточным распределением нагрузки.
Гидравлический привод рулевого устройства, содержащий гидравлический исполнительный механизм, кинематически связанный с поворотным картером, и через промежуточный вал — с баллером руля, причем промежуточный вал и баллер установлены на подшипниках в поворотном картере, смонтированном на основании и имеющем стопорное устройство, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения надежности и КПД гидравлического привода, промежуточный вал имеет два кулисных румпеля с направляющими и ползуны, установленные в направляющих румпелей и имеющие шаровые шарниры с отверстиями, причем промежуточный вал выполнен со сквозным отверстием, а баллер выполнен с цилиндрическими пальцами и размещен перпендикулярно оси промежуточного
766959 вала внутри сквозного отверстия последнего, при этом кулисные румпели расположены по разные стороны от осей промежуточного вала и баллера на равном расстоянии от оси баллера и связаны с баллером посредством цилиндрических пальь цев, свободно установленных в отверстиях шаровых шарниров ползунов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 522992, кл. В 63 Н 39/06, 1974.
766959
Фига
Составитель И. Скуратович
Техред К. Шуфрич Корректор В. Синицкая
Тираж 497 Подписное
Редактор А. Долинич
Заказ 6958/6
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4