Способ улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАпИЕ

ИЗОБРЕТЕпИЯ

Союз СоветскихСоциалистических

Республик

<и1 767 1 78

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 070778 (21.1 2663215/23-04 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 3009.80, Бюллетень ¹ 36 (51)М. Кл З

С 10 М 1/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.892.2 (088.8) Дата опубликования описания 3009.80 (72) Авторы изобретения

Г.С.Волкова,. П.В.Рахович, В.M.Âèøíÿêoâ и П.В.Жекул (71) За яв и тель (5 4) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ

СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

Изобретение относится к смазочным материалам и касается улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел.

Известен способ улучшения проти- % воиэноснйх;свойств моторного масла в системе двигателя внутреннего сгорания путем размельчения, содержащихся в масле примесей, заключающийся в том, что.размельчение осуществляют ударом струи масла о твердую поверхность, размещенную над уровнем масла, например в картере (1) .

Однако известный способ не улуч- 15 шает антинагарных и антиокислительных свойств масла.

Указанного недостатка лишен спо соб улучшения эксплуатационных свойств моторного. масла для двига-. 20 телей внутреннего сгорания, состоящий в том, что для улучшения антинагарных свойств. в моторное масло добавляют имидопроизводную присадку (2). 25

Однако этот способ малоэффективен для компрессорного масла, применяемого в поршневых мйогоступенча-, тых компрессорах при производстве кислорода, так как в условиях кон- - 30 такта компрессорного масла с кислородом воздуха под высоким давлением и высокой температуры трущих- ся поверхностей поршня и цилиндра, несмотря на применение присадок, происходит интенсивное нагарообразование, что ведет к резкому повышению температуры, интенсификации износа трущихся поверхностей и опасности взрыва, Известен также наиболее близкий к предлагаемому способ улучшения эксплуатационных свойств моторного масла путем периодического пропускания через него углекислого газа для увеличения срока службы масла (3).

Однако применить его для компрес-, сорйого масла в условиях кислородного производства (имеется в виду получение кислорода из воздуха) нельзя в связи с тем, что углекислый газ попадает в сжижаемый воздух s процессе кислородного производства и на одном из его этапов — при сжижении с воздухом в условиях низкой температуры, переходит в твердую двуокись углерода и забивает воэдухоразделительные аппараты, По этой же причине при производстве кислорода воздух перед сжи767178 жением предварительно очищают от углекислого газа как от вредной примеси. Масло, через которое пропускают углекислый газ, вызывает повышенное; нагарообразование.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка и снижение нагарообразования масла.

Поставленная цель достйгается тем, что в способе улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел путем периодического пропускания.. газа через масло, в качестве газа, .пропускаемого через масло, используют аргон.

Выбор аргоиа обусловлен тем, что он хорошо удерживается длительное время в масле,"удаляет летучую фракцию продуктов окисления масла, которые ййзывают нагарообразованйе, хорошо распределяется в масле и при-. дает ему . противоизносные свойства, Щ уменьшая трение, и не оказывает отрицательного действия на процесс производства кислорода.

Пример. Получаемым нри производстве кислорода аргоном на- 25 полняют баллон и через редуктор при небольшом избыточном давлении, равйом 0,1-0,2 кгc/ñì, пропускают его через компрессорное масло 8-28, находившееся в расходном бачке щ системы цилиндровой смазки поршневого многоступенчатого - комщ ессора вы - сокого давления в процессе получения кислорода. Температура масла при этом равна 20-40 С. При указанной температуре и небольшом избыточном давлений аргона, происходит равномерное насыщение масла аргоном и охлаждение его.

Время пропускания аргона через масло составляет 10-15 мин.

Практически установлено, что достаточно пропускать аргон через масло один раз в сутки в течение 1015 мин для уменьшения отложений:нагара на рабочих частях компрессора.

В лабораторных условиях испытания масла проводят на установке, представляющей собой емкость, в которую заливают компрессорное масло П-28, применяемое для смазки цилиндров, и 5О загружают медные образцы.

Емкость имеет. электроподогрев с терморегулятором, а также гаэоподводящую трубку с рассекателем для подачи аргона. Об образовании нагара судят по состоянию медных образцов.

Образцы вместе с маслом подвергают нагреву в течение 24 ч при температуре 170 С (эта температура вызывает усиление нагарообразования и является приближенной к условиям эксплуатации) . Количество образовавшегося нагара определяют весовым методом после полного удаления с поверхности образцов масла органическими растворителями, Масло П-28 до и после каждого 24-часового цикла нагрева исследуют для определения изменения его кислотного числа.

В результате опытов установлено, что в первые 100 ч нагрева масла

П-28 его нагарообразующая способность не изменяется, а в последующие 300 ч нагрева продувка аргоном позволяет эффективно восстанавливать значение кислотного числа в пределах требований ГОСТа 6480-53.

Результаты испытаний приведены в табл. 1.

В табл. 2 приведены результаты испытаний масел на коррозионную аК тивность и диспергирующую способность, Испытания по износостойкости йроводят в течение 120 ч. Износ колец определяют весовым методом после полной смывки нагарообраэований.

Полученные результаты сравнительных испытаний приведены в табл, 3.

Приведенные данные показывают эффективность способа. Он обеспечивает достижение следующих результатов: снижение нагарообразования и корроэионной активности, уменьшение трения узлов компрессора и улучшенйе противоизносных свойств масла благодаря хорошему распределению аргона в масле; увеличение диспергирующей способности масла при пропусканин через него аргона; снижение затрат на ремонтные работы благодаря уменьшению нагарообразования и снижению корроэионной активности масла; повышение надежности работы компрессора и взрывобезопасности.

767178

Таблица 1

Масло П-28 (до термообработки) 0,015

0,040

О, 060

0,070

0,004

0i 02

О, 045

0,050

0,025

0,008

0,085

0,03

0,007

0,100

0,060

Таблица 2

6-7,5

15.

Таблица 3

0i 07

0,04

0,08

ОФ14

0 i 12

0i17

0,16

0,24

0,36

Масло П-28 после термообработки, в течение 24 ч

Масло П-28 после термообработки в течение 48 ч

Масло П-28 после термообработки в течение 72 ч

Коррозионная активность Коррозия отсутству(по ГОСТ 2917-45) ет (т.е. масло не коррозионноактивно) Диспергирующая способность (максимальная величина углеводородных частичек, мкм) Наличие коррозионных точек (т.е. масло коррозионноактивно) 767178

Формула изобретения

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

Составитель Л.Иванова

Редактор Т.Никольская Техред A.ÙåÏàíñêàÿ Корректор И.Муска

Заказ 7133/23 Тираж 545 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35> Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел путем периодичеСкого пропускания газа через масло, отличающийся тем, что, с целью. снижения нагарообраэования масла, в качестве газа, пропускаемого через масло, используют аргон. - --—

1. Авторское

Р 352935, кл. С

2. Авторское

9 243762, кл. С

3. Авторское

Р 289120, кл. С тотип) . свидетельство СССР

10 М 9/00, 1971. свидетельство СССР

10 М 1/20, 1969. свидетельство СССР

10. М 1/02, 1970 (про"