Механизм поворота направляющих лопаток турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<>767373 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 261278 (21) 2703864/?4-06 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 3009,80. Бюллетень № 36 (51}М. Кл 3
F 01 0 17/26
F 04 0 27/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (53} УДК 621 ° 515 (088.8) Дата опубликования описания 0510,80 (72) Автор изобретения
A. Н. Богачук
Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции моторный завод (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА НАПРАВЛЯКИЦИХ ЛОПАТОК TYPSOMPJJHH63, Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к ме« ханизмам поворота направляющих лопаток турбомашины.
Известен механизм поворота направ- 5 ляющих лопаток турбомаШины, содержащий установленное на подшипнике качения регулирующее кольцо, связанное через червячную передачу с электромотором 1 . 10
Недостатком этого механизма является сравнительно быстрый износ подшипника, обусловленный тем, что нагрузки на подшипник, возникающие в процессе работы, имеют, по существу, 15 локальный характер, и воздействуют на беговые дорожки подшипника в огра-. ниченной по протяженности зоне.
Известен также механизм поворота 20 направляющих лопаток турбомашины, являющийся наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению содержащий регулирующее кольцо, установленное 25 на подшипнике качения, и привод в виде гидроцилиндра с тягой 2 .
Однако и в этом механизме окружное распределение нагрузок на беговых дорожках подшипника очень далеко 30
2 от равномерного, вследствие чего срок службы подшипника недостаточен.
Целью данного изобретения является повышение срока службы путем равномерного распределения по окружности нагрузок, действующих на подшипник при работе механизма. указанная цель достигается тем, что на регулирующем кольце установлена тонкостенная обойма, жестко соединенная в одной точке с кольцом, а в диаметрально противоположной точке шарнирно с тягой °
На чертеже схематично изображен механизм поворота направляющих лопаток турбомашины.
Механизм поворота направляющих лопаток турбомашины содержит регулирующее кольцо 1, установленное на подшипнике 2 качения, и привод в вищ. гидроцилиндра 3 с поршнем (не показан) и с тягой 4, причем на регулирующем кольце 1 установлена тонкостенная обойма 5, жестко соединенная в одной точке 6 с кольцом 1, а в диаметрально противоположной точке 7 — шарнирно с тягой.
При.движении поршня гидроцилиндра
3 вниз верхняя половина тонкостенной обоймы 5 передает усилие от тяги 4 к
767373
Формула изобретения
Составитель Т. Мазо
Редактор Л. Гольдина Техред Е.Гаврылешко КорректорО. Билак
Тираж 583 . Подлис
BHHHIIH Государственного комитета сссР
rio делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, РауШская наб., д. 4/5
Заказ 7160/29
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 регулирующему кольцу 1 и поворачивает его на заданный угол по часовой стрелке. При движении поршня гйдрбцйлиндра 3 вверх а работе участвует нижняя половина обоймы 5 и регулирующее кольцо 1 поворачивается против часовой стрелки. При этом в каждом случае соответствующая половина обоймы
5 обтягивает поверхность регулирующе„ го кольца 1 и работает как гибкая фрикционная лента. Благодаря этому окружное усилие, прилагаемое к регулирующему кольцу 1> раскладывается: часть, его приложена в точке б креп ленив"обойм к кольцу, а остальная часть распределяется по поверхности кольца 1 на участке, протяженность ко- 15 торого составляет половину окружности.
Установка в кинематической цепи механизма двух параллельных гибкйХ фрикционщюс звеньев, выполйенных в виде тонкостенной обоймы, равномер- . Щ ное распределение нагрузок, действующих на беГоаые дорожки подшипнйка, поаыаает его сфок службы.
Механизм поворота направляющих лопаток турбомашины, содержащий регулирующее кольцо ", установленное на подшипнике качения, и привод в видв гидроцилиндра с тягой, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения срока службы, на регулирующем кольце установлена тонкостенная обой- ма,"жестко соединенная в одной точке с кольцом, а в диаметрально противо-. положной точке — шарнирно с тягой. Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритайии 9 1119774 кл. F 1 Т, опублик. 1968.
2. Патент Великобритании Р 1497974 кл. F 1 Т, опублик. 1978.