Распределительный топливный насос для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
6м.î 51+%.,, юЯ Q з
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскиз
Социапистическик
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 120179 (21) 2712625/25-06 (51) М с <рисоедииеиием заявки ¹ (23) Приоритет
02 И 59/20
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 3009.80. Бюллетень,№ 36 (53) УДК 621.43. . 038. 5 (088. 8) Дата опубликования описания 30.09.80 (72) Авторы изобретения
В.H.Êîëóïàåâ, В.Г.Никифоров, Н.A.Çèìèí и B.È.tàðàåâ
Центральный научно-исследовательский и конструкторский институт топливчой аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей (71) Заявитель (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения.
Известны распределительные топливные насосы для двигателя внутреннего сгорания, преимущественно автотрак- 5 торного дизеля, содержащие корпус, размещенные в корпусе кулачковый вал, насосную секцию с органом дозирования и плунжером с приводом от кулачкового вала для обеспечения вращательного движения через систему шестерен и ре,Гулятор угловой частоты вращения, включающий валик, связывающий кулачковый вал с системой шестерен, и расположенную на валике муфту, соединен-35 ную с органом дозирования (1).
Недостатки этих насосов состоят в том, что их настройка вызывает ухудшение экономичности автотрактор- 2О ного дизеля, связанные с несоответствием регулировки угла ойережения впрыска топлива режимам работы.
Целью настоящего изобретения является автоматическое изменение угла 25 опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вращения вала двигателя.
Для достижения этого муфта регулятора выполнена иэ двух полумуфт,меж- З9 ду которыми установлен упругий элемент а.валик регулятора выполнен составным из двух частей, соединенных между собой с возможностью разворота одной части относительно другой, причем одна из полумуфт и обе час и валика регулятора соединены штифтом, расположенным в радиальных отверстиях полумуфты -и пазах частей валика, а один из пазов выполнен наклонным по отношению к оси валика.
На фиг. 1 схематически изображен распределительный топливный насос, на фиг. 2 — узел I на фиг.1; на фиг. 3 — регулятор угловой частоты вращения; на фиг; 4 — разрез А-А на фиг. 3.
Насос содержит корпус 1, размеценные в корпусе кулачковый вал 2 с ведущей конической шестерней 3, насосную секцию 4 с органом дозирования 5 и плунжером 6 с приводом от кулачкового вала 2 для обеспечения вращательного движения через систему шестерен 7 и регулятор р угловой частоты вращения, включающий составной из двух частей 9 и 10 валик, связывающий кулачковый вал
2 с системой шестерен 7 и расположенную на валике муфту, выполненную
767382 из двух полумуфт 11 и 12 и соединенную е органом дозирования 5.
Между полумуфтами 11 и 12 установ- лен упругий элемент 13, а части 9 и 10 валика регулятора 8 соедййены между собой с воэможНостью разворота одной части относительно другой.
Часть 9 налика снабжена к>естеркей
14, связанной с системой шестерен 7.
На части 10 валика расположены грузы
15 регулятора 8.
Плунжер 6 размещен во втулке
16, имеюкцей наклонную кромку 17 для взаимодействия с отсечным отверстием
18 плунжера б начала подачи топлива.
Орган дозирования 5 имеет наклоннуа кромку 19 для взаимодействия с отсечным отверстием 20 плунжера б окончания подачи топлива. Полумуфта. 12 и обе части 9 и 10 валика регулятора 8 соединень: штиФтом 2,, расположенным в радиальных отверстиях 22 полумуфты 12 и пазах 23 и 24, частей 9 и 10 валика, причем один из пазов 23 выполнен наклонным по отношению к оси валика, Плунжер б снабжен распределительным (нагнетательным) пазом 25, сое-. диненным осевым каналом 26 с отсечными отверстиями 18 и 20, а во втулке 16 выполнены нпусккые ?7 и нагкетательные ?8 отверстия.
Во время работы насоса кулачковый вал 2 сообщает плунжеру б с помощью кулачка поступательное движение, а через систему ."цестерен 3, 7 и 12 вра<цательное движение.
При движении плунжера б вверх его распределительный паз 25 и нагнетательное отверстие 28 совме<цаются, впускные отверстия 27 втулки 16 перекрываются верхней кромкой плунжера б, но нагнетания топлива в форсунку в этот момент Не происходит, так как топливо из кадплунжерного пространства, пройдя через осевой канал
26 плунжера 6, вытесняется н полость низкого давления через отсчетное отверстие 18. Активный ход Тнагнетание) начинается после того, как отнерстие 18 плунжера б при своем
"движении по синусоиде нверх перекроется наклонной кромкой 17 втулки
16." При изменении ч<.стоты йра>цения траектория движения отсечного отвер.стия 18 меняется, отверстие 18 йлун жера 6 райьше или позже подходит к наклоккой кромке 17 втулки 16 и в """ "сзаниссймости от этого изменяется момент начала нагнетания топлива и, следовательно, угол опере <ения нпрыска. Причиной смещения траектории является изменение угловой частоты вращения кулачкового вала 2 и раз ворот одной части 9 валика регулятора 8 относительно другой части 10 при воздействии грузов 15 ка полумуфту 1?.
Когда насос работает на малом скоростном режиме, воздействие грузов 15 ypанковешивается предварительным
Формула изобретения
1. Распределительный топливный насос для двигателя внутреннего сго-рания, преимукцественно автотракторного дизеля, содержащий корпус, размещенные в корпусе кулачконый нал, насосную секцию с органом дозирона-, ния и плунжером с приводом от кулачконого вала для обеспечения вращательнот о движения через систему шестерен и регулятор угловой частоты вращения, включающий валик, .снязынаищий кулачконый вал с системой шестерен, и расположенную на валике муфту, соединенную с органом дозирования, отличающийся тем, что, с целью автоматического изменения угла опережения впрыска топлива в
I
5 (0
2О
30 натяжением упругого элемента 1 I, движение полумуфты 12 вверх не происходит и верхняя часть 9 валика регулятора 8 относительно нижней 10 не разворачивается. Отсечное отверстие
18 плун><ера 6 движется при этом по траектории "в", угол опережения впрыска мал, что и необходимо при пуске двигателя и работе на невысоких скоростях.
При увеличении частоты вращения центробежная сила грузов 15 преодолевает усилие упругого элемента 13, полумуфта 12 поднимается вверх, связанный с ней штифт 21 движется в наклонном пазу 23 нижней части валика
10 регулятора 8 и,разворачивает относительно нее верхнюю часть 9 валика. Отсечное отверстие 18 плунже- ра б начинает перемещаться по траектории "с", т,е. нагнетание и впрыск топлива будут осуществляться раньше.
По достижении номинального скоростного режима упругий элемент 13 полностью сожмется, а при дальне <шем увеличении частоты вращения (работа на внешней регуляторкой характеристике) грузы преодолеют усилие главной пружины регулятор
8, воздействующей на полумуфту 11 сверху, е полумуФты 11 и 12 будут перемещаться как единая жесткая
Муфт а
Таким образом, конструкция насоса позволяет поддерживать на каждом скоростном режиме, а также но вре><я пуска оптимальный угол опережения впрыска топлива, определяемый изменением угловой частоты вра дения нала двигателя, что обеспечивает улучшение,экономичности работы автотракторкого дизеля.
767382 воэможностью разворота одной части относительно другой.
2. Насос по п.1, о т л и ч а ю— ц и и с я тем, что одна из полумуфт и обе части валика регулятора соединены штифтом, расположенным в радиальных отверстиях полумуфты и пазах частей валика, причем один иэ пазов выполнен наклонным по отношению к оси валика, например, винтовым.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 552414, кл. Г 02 И 59/20, 1976.
ВНИИПИ Заказ 7162/30
Тираж 608 Подписное
Филиал ППП"Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4