Электронная система зажигания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Й Й" С" А И Е
«>767386
Союз Советскик
Соцнелистнческни
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЮЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 170778 (21) 2644178/18-21 с присоединением заявки № (23) Приоритет—
Опубликовано 30.0980. бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 300980 (51)М. Кл.3
Г 02 Р 3/04
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43. .044(088.8) (72) Авторы изобретения
В, В. Попов и Л. В. Попов
Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАЙИЯ
Изобретение относится к автомобильному электрооборудованию и может быть использовано в качестве устрой- . ства зажигания горячей смеси в двигателям внутреннего сгорания..Известна система зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая источник тока, катушку зажигания, прерыватель с магнитоуправляемыми контактами и постоянным: магнитом, установленным на валу двигателя (1).
Недостатком этой системы является низкая надежность зажигания из-за износа контактов прерывателя, коммутирующего большие токи.
Известна система искрового зажига ния для двигателей внутреннего сгора-щ ния,содержащая бесконтактный датчик с механическим лепестковым модулятором, приводимым в движение двигателем и осуществляющим модуляцию магнитного йотока, коммутирующий транзистор, ф5 соединенный с катушкой зажигания (2).
Недостатками этой системы являются сложность и недостаточная надежность из-за наличия большого числа полупроводниковых элементов. 30
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности системы зажигания.
Это достигается тем, что в электронной системе зажигания для двига-. теля внутреннего сгорания, содержащей бесконтактный датчик с лепестковым модулятором, связанным с валом двигателя внутреннего сгорания и имеющим число лепестков, равное числу цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем выход датчика соединен с входом коммутатора, нагрузкой которого служит первичная обмотка катушки зажигания, датчик и коммутатор выполнены на МД -транзисторе с подвижным затвором, являющимся лепестковым модулятором.
Выполнение бесконтактного датчика и транзисторного коммутатора в виде МДП-транзистора с подвижным электродом затвора позволяет упростить конструкцию системы зажигания за счет уменьшения числа элементов и повысить ее надежность эа счет применения бесконтактного .прерывателя.
На чертеже изображена предлагаемая электронная система зажигания
767386
ЭФя двигателей внутреннего сгора- Нй-я.
СистеМа содержит МДП-трайзистор, состоящий из полупроводниковой подложки 1 йз кремниЗю" р-"типа," йбйры той слоем 2 диэлектрика окиси кремния. В подложке 1 сФормированы об» ласти истока 3 и стока 4 и-типа. На, 1слое 2 расположен подвижный электрод затвора 5, имеющий два лепестка 6 и 7 из алюминия. Электрод через вал 8 Функционально связан с валом двигателя (на чертеже не йоказан). Области 3 и 4 через первичную обмотку 9 катушки зажигания подсоединены
- к источнику тока 10. Вторичная повышающая обмотка 11 катушки зажигания подключена к -распределйтелю 12, связанному с валом двигателя (на чертеже не показан).- - .-.
Подвижный электрод затвора 5 через скользящий контакт 13 (угольный) подключен к источиику напряжения 14, Подложка 1 и источники 10, 14 соединены с массой.
Система работает следующим образом.
Ири" вращении вала"двигателя и вала
8 лепесток 6 скользит по слою 2, В тот "момент, когда лепесток 6 пол-
" ностью покроет слоей 2 между истоком
3 и стоком 4, в подложке 1 под действием напряжения источника Е> индуцируется токопроводящий канал", по которому под действием источника Е,(течет электрический ток, т.е. МДП-транзистор откроется. При этом в первичной обмотке 9 накапливается энергия. B тот мо" мент,-- когда лепесток б перестает покрывать слой 2.Па всей длине области истока 3, токопроводящий канал в подложке 1 исчезнет, произойдет з апирание МДП-транзистора, и вследствие этого во вторичной обмотке 11 катушки зажигания возникает высоковольтный импульс напряжения, который с помощью распределителя 12 подается на разрядник в цилиндре двигателя, произойдет пробой промежутка разрядник;"возникнет искра-,и произойдет зажигание горючей смеси в цилиндре.
При дальнейшем вращении вала 8 лепесток 7 полностью покроет слой 2 между областями 4 и 3, МДП-транзистор откроется, -затем при выходе лепестка
7 из области 3 транзистор закроется, во вторичной обмотке снова возникнет высоковольтный импульс напряжения, которы - с помощью распределителя 12 подается"на"разрядник другого цилинд1 ра, произойдет зажигание смеси в этом цилиндре и т.д.
Процесс зажигания периодически повторяется каждый,раз при проходе лепестков б и 7 через область между истоком 3 и стоком 4.
В данной системе зажигания число лепестков подвижного электрода затво ра 5 равняется числу цилиндров.двигателя.
На чертеже для примера показана
1О система зажигания для двухцилиндро- вого двигателя-внутреннего сгорания.
Таким образом, Форма подвижного электрода затвора 5 (число лепестков) задает последовательность (число).
15 зажиганий при полном обороте вала двигателя.
Данная система зажигания может применяться в высокооборотных двигателях с числом оборотов вала, достигают() щим 250 в 1 с и выше, что соответствует требованиям к современным транспортным двигателям внутреннего сгорания.
Выполнение прерывателя и транзис25 торного кбммутатбра в виде МДП-транзистора с подвижным электродом затвора позволяет упростить конструкцию системы зажигания и повысить ее надежность, уменьшить потребляемую мощность за счет уменьшения числа элементов
З0 системы.
Применение бесконтактного прерывателя тока устраняет подгорание контактов, увеличивает срок службы системы зажигания и повышает ее надежность.
Формула изобретения
Электронная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая бесконтактный датчик с лепестковым модулятором, связанным с валом двигателя внутреннего сгорания и имеющим число лепестков, равное числу цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем выход датчика.соединен с входом коммутатора, нагрузкой которого служит первичная обмотка катуш ки зажигания, о т л и ч à ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, бесконтактный датчик и коммутатор выполнены на МДПтранзисторе с подвижным затвором, являющимся лепестковым модулятором.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
55 1. Авторское свидетельство СССР
Р 305273, кл. Г 02 Р 5/08, 04.06.71.
2. Патент CtdA М 3837325, кл. 123-148 Е, 17.09.71 (прототип). 767386
Составитель А. Борзиков
Редактор Е. Караулова Техред С.Мигунова Корректор С, Шекмар
Заказ 7162/30 Тираж 608 Подписное
ВНИИПИ Государственного комйтЕта СССР по делам изобретений и откритий
113035, Москва, Ж-35, .Рауыская иаб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", .г. Ужгород, ул. Проектная, 4 с