Фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<11,767428
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт . свид-ву (22) Заявлено 07. 12. 78 (21) 2693254/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет
Опубликовано 300980. Бюллетень М9 36
Дата опубликования описания 05. 10. 80 (51)М К 3
Р 16 D 25/06 3
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825..54(088.8) (72) Авторы изобретения
A. Н. Нарбут, В. Ф. Шапко, В. Е. Шевалье и А. И. Архипов
Павлодарский индустриальный институт и Московский автомобильно-дорожный институт (т1) Заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна фрикционная муфта, содержащая два пакета фрикционных дисков, гидропривод и распределитель (11 .
Недостаток ее — жесткость включения.
Наиболее близкой к изобретению, пстехнической сущности и достигаемому результату является фрикционная муфта, содержащая смонтированные на валу две полумуфты с гидроцилиндрами управления, рабочие полости которых соединены с источником давления через 15 периферийный распределитель и дополнительный клапан с подпружиненным по оси золотником j2) .
Недостатком такого устройства является низкая надежность и срок служ- 20 бы.
Целью изобретения является повыше« ние надежности и срока службы..
Поставленная цель достигается тем, что в корпусе:дополнительного клапана25 выполнен дроссельный канал, соединяющий полость одной из полумуфт с нагиетательной магистралью и перекрываемый золотником дополнительного клапана. 30
На фиг. 1 показана фрикционная муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез по периферийному распределителю и дополнительному клапану в положении включения первой полумуфты; на фиг.3то же, в положении включения второй полумуфты; на фиг. 4 — то же, при сдвинутом золотнике дополнительного клапана.
Корпус 1 фрикционной муфты закреплен на валу 2. С корпусом с помощью шлиц соединены диски 3 и 4 первой и второй полумуфт, между ведущими дисками 3 и 4 расположены ведомые диски
5 и 6, соединенные с помощью шлиц со своими ступицами. Первая полумуфта включается при подводе масла под давлением в полость 7, вторая — при подводе масла в полость 8.
Масло под давлением подводится к полостям 7 и 8 через периферийные распределитЕли 9 и канал 10 в корпуса
1 и валу 2.
Периферийный распределитель имеет золотник 11 с тремя поясками 12-14, и корпус, в котором выполнены каналы
15-17 для соединения с первой полу.муфтой, для подвода жидкости и для соединения со второй полумуфтой. 767428
Дополнительный клапан задержки выключения первой полумуфты имеет золотник с поясками 18 и 19, установленный s отверстии корпуса 9, который имеет каналы 20-23 для слива, для. соединения с первой полумуфтой, для соединения с подводом масла и для соединения со второй полумуфтой соответственно.
В левый торец золотника дополнительного клапана упирается пружина
24. В крышке 25 предусмотрено отверстие 26.
Клапан 15 соединен с каналом 21, а канал 17 — c канаЛом 23.
Между каналами 16 и 22 со стороны дополнительного клапана выполнен дроссельный канал 27.
Возможен другой вариант исполнения, при котором дроссельный канал
27 выполнен между каналами 15 и.21.
Возможен также вариант исполнения, при котором распределитель и дополнительный канал имеют разные корпуса, каналы 15 и 21, а также каналы 17 и
23 соединены попарно между собой через полости соответствующих полумуфт, а канал 22 — с каналом 10.
Фрикционная муфта работает слецующим образом.
При включении. первой полумуфты золотник 11 распределителя перемещается в крайнее левое положение.
При этом рабочая жидкость по каналу
10 поступает в канал и через полость, ограниченную поясками 13 и 14 золот ника распределителя — канал 15, а затем в полость 7 первой полумуфты. Одновременно жидкость иэ канала 16 может поступать в полость через дроссельный канал 27, канал 22,полость, ограниченную поясками 18 и 19 эолотнйка дополнительного клапана, канал
21 и канал 15. В этом положении золотника 11 распределителя полость 8
: второй полумуфты через канал 14 сообщена со сливом. Одновременно со сливом сообщен канал 23 дополнительного клапана. Под действием усилия пружины 25 золотник дополнительного клапана занимает крайнее правое положение, упираясь в торец корпуса.
При перемещении золотника 11 распределителя вправо рабочая жидкость под давлением из канала 16 через полость, ограниченную поясками 13 и
14 золотника распределителя поступает в канал 14, а затем в полость 8 второй полумуфты. В этом положении зо-. лотника 11 распределителя поясок 12 закрывает слив иэ полости 7 первой чолумуфты, которая продолжает эапол яяться рабочей жидкостью иэ канала
16 через дроссельный канал 26, канал
22, полость, ограниченную поясками
18 и 19 золотника дополнительного клапана, канал 21 и канал 13. Тем самым обеспечивается сохранение давления в полости 7 первой полумуфты.
Первая полумуфта остается вклю-. ченной до тех пор, пока возрасшее в канале 23 давление (в конце периода заполнения полости включения второй полумуфты), преодолев усилие пружины 24, не сдвинет золотник дополни-. тельного клапана влево до упора в торец крышки 25.
При этом канал 21 соединяется с каналом 20; обеспечивая слив из полости первой полумуфты. Одновременно пояском 19 золотника дополнительного клапана перекрывается дроссельный канал 25, чем устраняются утечки рабочей жидкости в линии нагнетания.
Таким образом, обеспечивается переключение передач с перекрытием, как фрикционной муфты с новыми уплотнительными устройствами ее полости, так и при существенно возросших зазорах в результате износа.
В результате этого обеспечивается сохранение высоких характеристик процессов переключения передач в течение длительного срока эксплуатации фрикционной муфты. Тем самым повыаается надежность и долговечность как фрикционной муфты, так и всей трансмиссии, а также улучшается плавность переключения передач.
Формула изобретения
Фрикционная муфта, содержащая
4О смонтированные на валу две полумуфты .с гидроцилиндрами управления, рабочие полости которых соединены с источником давления через перйферийный распределитель и дополнительный клапан
4g с подпружиненным по оси золотником, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, в корпусе дополнительного клапана выполнен дроссельный канал, соединяющий rrîëîñòü одной из полумуфт с нагнетательной магистралью и перекрываемый золотником дополнительного клапана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 323581, кл. F 16 9 13/52, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 600342, кл. F 16 D 25/062, 1976.
767428 по ю гг
9Р0 .5 о у
Фиаk
Составитель И. Яцуков
Техред Н.Барадулина Коррект р М. Вигула
Редактор И.-- Коваль тук
Заказ 92 14 Тираж 1095 - Подписное
ВНИИПИ 1 осударственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4