Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

патан, "" т9н ческая

0 п 8 (: жЖ-Й -EСоюз Советских

Социалистических

Республик

l оц767814

ЙЗОБРЕТЕНИЯ (б1) Дополнительное к авт, свид-ву(22) Заявлено 111078 (21) 2672060/18-24 (51) М. )(и.>

G 09 В 7/07 с присоединением заявки Мо

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3009.80. Бюллетень Йо 36 (53) УДК 681.3.071

{088.8) Дата опубликования описания 300980 (72) Авторы изобретения

A. Н. Иаляров и А. В. Алимпиев

Куйбышевский политехнический институт им. В.В. Куйбышева (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ,КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к областй автоматики и вычислительной техники в частности к устройствам для автоматизации учебного процесса, и может быть использовано в различных учеб-: ных заведениях.

Известно устройство (1), содержа- . щее центральный логический блок с пультом преподавателя, блок выдачи учебной информации и йульты обучаемых. Центральный логический блок содержит панель .Управления, командный автомат, панель ввода ответов прейо- давателя„ регистр правильных ответов, 15 центральйый программный блок для задания кодов ответов, групповой анализатор ответов, индикаторную панель преподавателя. Пульты ОбучаемыХ содержат программный механизм, панель ввода ответов, блок сравнения и коррекции ответов, пороговый усилитель, панель управления и индикации и головные телефоны. Это устройство отличается сложностью и не позволяет янди- 25 видуальнб обучать каждого учащегося путей предъявления ему кадров с нужнЫм учебным материалом в зависимости от его ответов после изучения предыдущего учебного материала.

Наиболее близким техническим реше- . нием к изобретению является устройст во f2)i содержащее блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и, блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который подключен к блоку регистрации, блоку сравнения адресов, регистру адреса, блоку сравнения ответов и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнейия адресов, блоком управления и блоком сравнения ответов, связанным с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адресов, соединенному с блоком памяти.

Это устройство позволяет производить предъявление учащемуся учебного материала в зависимости от ответов на предыдущий материал. Наиболее зффек тивно оно используется в об чающих классах, содержащих 10 - 25 подобных устройств. Однако это устройство име ет ряд недостатков, К их числу следует отнести: а) большой расход кинопленки, содержащий одновременно и коды управления, и кадры С учебным материалом1

767814 б) сложность управления движением кинопленки, обусланливающая, быстрый износ пленки и сложность конструкции блока памяти; в) невозможность изменения порядка переходов от кадра к кадрам по алгоритму .обучения, что ведет к огра-. ниченности применения программы; г) сложность программирования, кодирования и пересъемки программ.

Причиной этих недостатков является необходимость совмещения кодов управления и кадров на одном программоносителе и индивидуальный характер его управления.

Целью изобретения является упрощение устройства. 35

Цель достигается,тем, что в известное устройство (2), содержащее пульты учащихся, состоящие из блоков ввода ответов и регистрации, соединенных с коммутатором пультов, а также Я з последовательно включенных первыхлокон памяти учебной информации, блоков сравнения адресов и блоков памяти адресов, соединенных с первым блоком памяти учебной информации и с комму- >S татором пультов, пульт преподавателя, состоящий из блока воспроизведения учебной информации, соединенного с блоком сравнения ответов и вторым блоком памяти учебной информации, которые подключены к коммутатору пультов, соединенному с блоком воспроиз-, ведения учебной информации, а также из последойательно включенных блоков управления и определения признаков учебной информации, которые соединены с блоком воспроизведения учебной информаций и блоком сравнения .ответов, подключенным к блоку воспроизведения учебной информации, в пульты учащихся введены счетчики кадров, 40 соединенные с соответствующими блоками сраннения адресов и первыми блоками памяти учебной информации, а в пульт преподавателя введен блок сравнения кодов кадьа, подключенный непос-45 редственно к блокам воспроизведения учебной информации, управления и определения признаков учебной информации, а через коммутатор пультов — к счетчикам кадрон. 50 устройство для контроля знаний учащихся схематически изображено на чертеже и содержит пульты 1 учащихся (на чертеже для простоты указан только один пульт), коммутатор 2 пультов и пульт 3 преподавателя. Каждый пульт

1 содержит блок 4 ввода ответов, блок

5 регистрации, блок б памяти адресов подключенный к блоку 7 сравнения адресов и к первому блоку 8 памяти учебной информации, соединенному со счет- 60 чиком 9 кадров, подключенным к блоку

7 сравнения адресов, который соединен с блоком 8. Пульт 3 содержит второй блок 10 памяти учебной информации, соединенный с блоком 11 воспроизведе- 55 ния учебной информации, подключенным к блоку 12 сравнения ответов, блоку

13 сравнения кодов кадра и блоку 14 определения признаков учебной информации, соединенному с блохом 15 управления, блоком 12 сравнения ответов и с блоком 13, подключенным к блоку 15 управления, соединенному с блоком 11 и блоком 12 сравнения ответов. Блок 4 ввода ответов через коммутатор 2 подключен к блоку 10 и к блоку 12 сравнения ответов. Блок 11 через коммутатор 2 подключен к блоку б и блоку 5 регистрации. Счетчик 9 кадров через коммутатор 2 подключен к блоку 13.

Блок 8 содержит экран, оптическую систему, ренерсивный лентопротяжный механизм и кинопленку с расположенными на ней кадрами с учебным материалом. Блок 10 содержит программоноситель с расположенными на нем кодами управления и механическую часть, обеспечивающую прохождение кодов мимо датчиков блока 11. Коды управления считываются датчиком блока 11 и подаются в блоки 10, 12, 13 и 14 пульта

3 и в блоки 5 и б пульта 1. В качестве программоносителя может быть применена кинопленка, склеенная в кольцо, а в качестве механической части — лентопротяжный механизм, перематывающий кинопленку в одном направлении. Кинопленка может располагаться, например, в кармане н свободно подвешенном состоянии.

Блок 10 может не содержать механической части. В этом случае последовательное считывание кодов обеспечивает электронным путем (обеганием информационного массива), что максимально сокращает время обслуживания пульта

1 учащегося. Сами коды могут распола(гаться на перфокартах, магнитных картах и т.п, Реверсивный счетчик 9 кадров подсчитывает число пройденных кадров.Код содержащийся в счетчике 9,янляется кодом предъявляемого учащемуся кадра.

Рассмотрим кодировку программойосителя. Программа обучения может иметь 3 типа кодов: код соответствия кадру КС, код возможного ответа

КВО и код следующего кадра КСК. Каждый из этих кодов содержит отличительный признак, служащий для опознавания типа кода блоком 14.

Каждый кадр на кинопленке блока 8 содержит соответствующий код на программоносителе блока 10, представленный КС этому кадру. Все коды (КВО и КСК), стояцие на программоносителе после этого КС, относятся к этому кадру. Новая группа кодов, относящихся к другому кадру, начинается с КС, принадлежащего другому кадру. Следовательно, программоноситель .содер>хит группы кодов, начинающихся с кода соответствия кадру.

76781

Коды возможного ответа — это эталоны ответа учащегося. Код следующего кадра — это номер кадра, который должен быть предъявлен учащемуся.

Предлагаемое устройство для контро ля знаний учащихся работает следующим образом. После окончания работы

5 с учебным материалом какого-либо кадра учащийся вводит ответ в блок 4, код ответа КО поступает в коммутатор

2. Коммутатор 2 подает КО в пульт 3 и запрещает подачу кода другого введенного ответа до тех пор, пока не обслужится (не будет найден нужный

КСК) пульт 1 учащегося, который ранее ввел ответ. КО поступает в блок 12, а сигнал ввода ответов подключает ме- 15 ханическую часть блока 10. Коды управления последовательно начинают считываться блоком 11.

Из блока 9 через коммутатор 2 в блок 13 поступает .код того кадра,: Щ который предъявлен учащемуся. Код . кадра КК сравнивается с поступающими из блока 11 в блок 13 кодами соответствия предъявленному кадру КС. При наличии поразрядного сравнения КК с одним из КС (оно может произойти только тогда, когда из блока 14 поступает сигнал считывания КС), блок 13 выдает сигнал сравнения в блок управления 15, который запоминает этот сигнал. Блок

15 первоначально реагирует только на сигнал сравнения, приходящий из блока

13.

В блоке 12 происходит поразрядное сравнение KO с приходящими из блока

11 КВО при наличии разрешающего сигнала из блока 14 о присутствии КВО, При наличии такого сравнения блок 12 выдает сигнал сравнения в блок 15, который запоминает его.

Первый же код следующего кадра KCK„4p приходящий из блока 11 после сравнения КВО с КО вызывает появление сигнала из блока 14 в блок 15, который выдает кратковременный разрешающий сигнал в блок 11 на запись этого КСК 45 через коммутатор 2 в блок б того пульта 1, на котором был введен ответ.

Кроме того, блок 11 .производит остановку механической части блока 10.

Если в CKC был закодирован сигнал ошибки, то он из блока 11 по тому же разрешающему сигналу из блока 15 поступает в блок 5, где регистрируются ошибки, допущенные учащимся. Обслуживание рабочего места учащегося окончено. Следовательно, блок 15 вначале воспринимает сигнал сравнения

КК с КС, затем КВО с КО, а потом вы-, дает разрешающий сигнал с блока 11 при наличии сигнала из блока 14 в блок

15 о присутствии первого КСК. 6О

Таким образом, в блок б записался

КСК, который содержит разряд направления поиска кадра. При записи КСК блок б подает в блок 8 сигнал запуска лентопротяжного механизма в.прямом или обратном направлении. Счетчик 9 подсчитывает число пройденных кадров и подает КК в блок 7, куда также поступает КСК из блока б. При наличии поразрядного сравнения КК с КСК блок 7 подает сигнал остановки в блок

8. Нужный кадр найден.

Следует отметить, что остановка программоносителя блока 10 может осуществляться на любом его участке, поскольку алгоритм работы блока 15 не накладывает ограничений на взаимное расположение групп кодов. Программоноситель может двигаться и без остановки (например,. при использовании магнитных дисков).

Движение программоносителя должно осуществляться в одну сторону, так как порядок функционирования блока

15 задан взаимным расположением кодов внутри одной группы (вначале группы стоит КС, эа ним чередуются КВО и КСК). Это позволяет упростить конструкцию механической части блока 10.

Поскольку программоноситель содержит лишь одни коды управления, и управление движением программоносителя несложно (оно сводится, например, к включению и выключению механической части без ограничений на место остановки программоносителя), то это по зволяет весьма быстро считывать коды управления. Если в качестве программоносителя выбрана кинопленка, склеенная в кольцо, то среднее время; поиска нужной группы кодов для учебной программы в 50 кадров при использовании самого простого лентопротяжного механизма составляет не более

1 — 2 сек.

Блок 8 не изменяет направления движения кинопленки во время поиска кадра, так как это направление задается во время запуска лентопротяжногo механизма блока 8. Поэтому нагрузка на кинопленку невысока; а сам лентойротяжный механизм отличается простотой.

От устройств аналогичного назначения предлагаемое устройство отличается тем, что алгоритм управления поиском кадров, расположенный на сменном программоносителе, содержится в центральном логическом блоке, а пульты учащихся содержат лишь кинопленки с кадрами, при этом, однако„ обучение учащихся производится индивидуально, в зависимости от ответа учащихся на определенный кадр.

При использовании устройства значительно сокращается расход кинопленг ки, что особенно существенно при использовании цветной кинопленки. Алгоритм управления поиском кадров данной программы в этом устройстве может быть легко заменен путем замены программоносителя, что позволяет адаптировать обучение.к группе учащихся.

Время поиска нужного кадра значительно сокращается (более чем в два раза), 4

v g" с

7 767814 ции, соединенного с блоком сравнения ответов и вторым блоком памяти учеб« ной информации, которые подключены к коммутатору пультов, соединенному с блоком воспроиэведейия учебной информации, а также из последовательно включенных блоков управления и определения признаков учебной информации, которые соединены с блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения ответов, подкжоченным к блоку воспроизведения учебной информации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства, в нем пульты учащихся содержат счетчики кадров, соединенные с соответствующими блоками сравнения адресов и первыми блоками памяти учебной информации, а пульт преподав-.òåëÿ содержит блок сравнения кодов кадра, подключенный непосредственно к блокам воспроизведения учебной информации, управления и определения признаков учебной информации, а через коммутатор пультов - к счетчикам кадров, Источники информаций, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 184019, кл . G 09 В 7/07,. 1964.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2588026, кл. 6 09 В 7/07, 06.03.78 (прототип) .

Формула изобретения так как кинопленка содержит только кадры, а скорость протяжки ленты уве- личилась "за-счет простоты пойска кадра. Также снизился износ кинопленки„

Значительно упростился пульт учащегося (а значит и весь класс) за счет исключения некоторых блоков и удешевления блока памяти. Упростился процесс составления обучающих программ, кодирования и пересъемки программ, Предлагаемое устройство позволяет производить адаптивное обучение, для чего в блоке сравнения ответов должнО производится также сравнение кода числа ошибок с кодом возможного числа ошибок.

Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее пулътМ учащихся; сос щ тоящйе из блоков ввода ответов и регистрации, соединенных с коммутатором пультов, а также из последовательно включенных йервых блоков памяти учеб-. ной информации, блоков сравнения адре- 2 сов и блоков памяти адресов, соединенных с первым блоком памяти учебной информации и с коммуТатором пультов, " ЙУлЬг йрЪПодавателя, состоящий из блоКа воспроизведения учебной информаВНЙИПИ Заказ 7200/47

Тираж 465 Подписное

Филиал IIIIII Патент, г.ужгород, ул. Проектная„ 4