Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 301277 (21) 2561143/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет, Опубликовано 300980. Бюллетень №36 (51)М. Кл З

Н 02 К 9/24,Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) У/ к 1й зр.

Дата опубликования описания 30,0980 (72) Автор изобретения.А. В. Валуев (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с воздушным охлаж= - дением, имеющим устройство, уплотняющее подшипниковую камеру. 5

Известна электрическая машина с внутренней продольной циркуляцией охлаждающего газа, на участке всасывания газа которой создается разрежение, в результате чего возникает 1О перепад давлений между подшипниковой камерой и внутренним объемом машины

И.

Недостатком такой машины является ее низкая надежносТь из-"за про=" 15 никновения во внутренний объем ма-.. шины агрессивной аэроэоли масла из. подшипникового узла.

Наиболее близкой к изобретению является эЛектрическая машейна,,содер- 2О щащая ротор с продольными каналами дя прохождения хладагзеейта, ваг ротора, втулку, установленную "на валу, подшипниковый узел, состоящий из подшипника, установленной с кольце- 25 вым зазором относительно втулки крышки с каналом для подачи смазки, образующей совместно с йодййпнйкбй, валом и втулкой подшипниковую камеру, щита,,имеющего канал"для подачи 3О

2 смазки, сообщающийся посредством канала в крышке с подшипниковой камерой, и встроенное между подшипниковым щитом и торцом ротора уплотни- тельное устройство, состоящее из нагнетателя с передним диском и задним диском со ступицей, насаженной на упомянутую втулку, и диффуэорную камеру, ограниченйую подшипниковым щитом с фланцем (2).

Недостатком конструкции является проникновенйе аэрозоля масла во внутренний объем машины, на изоляцию обмотки, и, вследствие этого, снижение срока службы обмотки и надежности электрической машины.

Цель изобретения - повышение надежности путем защиты от проникновения аэрозоля масла во внутренний объем.

Машины. укаэанйая цель достигается тем, что передний диск снабжен наружным цилиндрическим выступом, расположенным с кольцевым зазором отйосительно фланца подшипникового щита, и диффузорная камера снабжена разделительной перегородкой с лопатками и выпол нена сообщающейся с подшипниковой камерой через кольцевой зазор.

767902

Кроме того, в ступице нагнетателя установлена манжета, например реэино вая, с браслетной пружиной, причем соотношение наружного диаметра лопаток и наружного диаметра нагнетателя находится в пределах 1,3-1,5, а в,Личины кольцевого зазора ме у вы 5 ступом и фланцем и наружного диаметра нагнетателя — в пределах 0,24-0,28.

На фиг. 1 представлена электрическая машина, продольный разрез; на фйг. 2 — подшипниковый узел с уплотни- о тельным устройством, продольный разрез.

Электрическая машина содержит ротор 1, имеющий продольные каналы 2 для прохождения хладагента, вал 3 15 - ротора, втулку 4, установленную на валу 3, подшипниковый узел, с6стоящий из подшипника 5, установленной с кольцевым зазором б относительно втулки 4 крышки 7 с. каналом 8 для 20 подачи смазки, образующей совместно .с подшипником 5, валом. 3 и втулкой 4 подшипниковую камеру 9, щита 10, имеющего канал 11 для подачи смазки, сообщающийся посредством канала 8 в крышке 7 с подшипниковой камерой 9, и фланца 1,2 щита.

Между подшипниковым щитом 10 и торцом ротора 1 встроено уплотнительное устройство, состоящее иэ нагнетателя 13 с передним диском 14 и задним диском 15 со ступицей 16, насаженной на втулку 4. Подшипниковый щит 10 ограничивает вместе с фланцем 12 диффуэорную камеру 17, во внутренней полости которой расположен нагнетатель 13.

Для защиты внутреннего объема машины от проникновения аэрозоля масла передний диск 14 снабжен наружным цилиндрическим выступом 18, располо- 4Q женным относительно фланца 12 с кольцевым зазором 19. Диффузорная камера

17 снабжена разделительной перегородкой 20 с лопатками 21 и выполнена сообщающейся с подшипниковой камерой

9 через кольцевой зазор б.

В ступице 16 нагнетателя 13 установлена манжета 22 например резиновая с браслетной пружиной 23, что обеспе чивает отсутствие утечек аэрозоли масла при пуске и выбеге ротора, а также при заторможенном состоянии ротора.

Манжета 22 имеет металлическую арматуру и своим внутренним диаметром охватывает наружную поверхность цилийдрической части крышки.7.

Направляющие лопатки 21 диффузорной камеры 17 способствуют переходу сХЬростного динамического напора охлаждающего газа в статический, 40 причем соотношение наружного диа етра лопаток 21 и йаружного диаметра нагнетателя 13 находится в пределах

1,3-1,5. Со стороны, протйвоположной уплотнительному устройству, на валу 55

3 ротора установлен центробежный вентилятор.

Отношение наружного диаметра нагнетателя 13 к наружному диаметру центробежного вентилятбра выбирается в пределах 0,5-1,0 в зависимости от создаваемого вентилятором перепада давлений между подипниковой камерой 9 и внутренним объемом машины.

В случае реверсивной машины нагнетатель снабжается радиальными лопаткамй. При одностороннем направлении вращения ротора лопатки выполняются загнутыми с углом выхода в пределах

30-45О.

С целью увеличения надежности герметизации диффузорной камеры 17, соотношение величины кольцевого зазора 6, йосредством которого диффуэорная камера сообщается с подшип-. никовой камерой 9, и наружного диаметра втулки 4 должно находиться в йределах 0,25-0,35,соотношение величины кольцевого зазора 19 и наружного диаметра нагнетателя 13 в пределах 0,24-0,28.

При вращении ротора 1 охлаждающий поток с помощью нагнетателя 13 увлекается в каналы 2, затем подается на направляющие лопатки 21 в диффузорной камере 17, затем в виде отдельных струй омывает ее сферическую поверхность, разворачивается и направляется к подшипниковому щиту 10.

Под действием центробежных сил внутренний диаметр манжеты 22 увеличивается и она размыкается с цилиндрической поверхностью крышки 7.

Таким образом создается воздушный затвор в диффуэорной камере 17 и нейтрализуется влияние разрежения, создаваемого вентилятором во внутреннем объеме машины.

Выполнение диффузорной камеры 17 замкнутой на подшипниковую камеру 9 посредством кольцевого зазора б и снабжение переднего диска 14 нагнетателя 13 наружным цилиндрическим выступом 18, расположенным с кольцевым зазором относительно фланца подшипникового щита 10, полностью исключает проникновение агрессивной аэрозоли масла из подшипниковой камеры во внутренний объем машины, что повышает срок службы изоляции обмоток и надежность электрической машины.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая ротор с продольными каналами для прохождения хладагента, вал ротора, втулку, "установленную на валу, подшипниковый узел, состоящий из подшипника, установленной с кольцевым зазором относительно втулки крышки с каналом для подачи смазки, образующей совместно с подшипником, валом

5 767902 ....... 6

3 втулкой подшипниковфо ЧГймер щит;Г;" = "перегородкой с лопатками и выполнена имеющего канал для подаГй Смайсй, сообщающейся с подшнпниковой камесообщающийся посредством кайала в рой через упомянутый кольцевой эакрышке с подшипниковой камерой, и эор. встроенное между пОдшйпйиковым щи- 2. Машина по п. 1, о т л и ч а ютом и торцом ротора уплотнительное " ц а я с я тем что в ступице нагне5

Р устройство, состоящее из нагнетателя тателя установлена манжета, например с передним диском и задним"диском со резиновая;- с браслетной пружиной.. ступицей, насаженной на упомяйутуЮ 3. Машина по пп.1 и 2, о т л ивтулку, и диффуэорную камеру, огра- " ч а ю щ а я с я тем, что соотношениченную подшипниковым щитом c ôëàí- ние наружного диаметра лопаток и нацем, отличающаяся тем, ружного диаметра йагнетателя находит-

t0 что, с целью повышения надежности пу - ся в пределах 1,3-1,5. тем защиты машины от проййкновейия - " во внутренний обьем аэрозоля масла, Источники информации, передний диск снабжен наружным ци- принятые во внимание при экспертизе линдрическим выступом, расположенным 15 1. Авторское свидетельство СССР кольцевым зазором относительно флан- Р 170106, .кл. Н 02 К 9/24, 1965. ца подшипникового щита," и диффузор- 2. Авторское свидетельство СССР ная камера снабжена разделйтельной Ð 163257, кл. Н 02 К 9j24; 1963.

12

ИГ. (°

767902

17

19

f0 фй%

Составйтель С. Бражник

Редактор И. Нанкина ТехредЕ.Гаврилешко Корректор .Н. Стец

Заказ 7027/21 . Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета "СССР по делам изобретенйй и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4