Вентильный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<,1,767909
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 221278 (21) 2699532/24-07 с присоединением заявки Но (23) Приоритет
Опубликовано 300980. Бюллетень Йо 36 (51)М. Кл з
Н 02 К 29/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) УДК 621.31З.
13 014 с:
:621.382 (088.8) Дата опубликования описания 30,09.80 (72) Авторы изобретения
В.П. Горбунов, Н.Н. Левин, П.А. Назаров и В.И. Никулин (71) Заявитель.(54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электродвигателям с бесконтактной коммутацией,применяемым в устройствах автоматики.
Известны вентильные электроприводы, состоящие из коммутатора и синхронного двигателя с необмотанным зубчатым ротором, статор которого имеет пазы, где уложены обмотки якоря (1j
Известны также бесконтактные двигатели которые конструктивно выполнены в виде синхронного двигателя, датчика положения ротора и транзисторного коммутатора j2).
Недостатком таких двигателей яв- 15 ляется наличие датчика положения ротора, усложняющего конструкцию двигателя, увеличивающего вес и энергоемкость устройства. В таком двигателе существенным недостатком является так-20 же сложность цепей связи между датчиками положения ротора и управляющими входами ключей, особенно при многосекционном исполнении якоря.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является электродвигатель, содержащий якорь с обмоткой, секцйи которой соединены с выходом коммутатора, выполненного на ключевых 30 полупроводниковых элементах, индуктор с двухфазной обмоткой возбуждения и импульсный источник переменного тока (31.
Использование импульсного источника питания снижает надежность венФильного двигателя, усложняет его конструкцию, увеличивает массу и габариты.
Кроме того, обмотки якоря данного электродвигателя недостаточно полно используются для создания момента на валу.
Цель изобретения — снижение массы и габаритов и увеличение вращающего момента двигателя.
Указанная цель достигается тем, что двигатель снабжен управляющиМ трансформатором и резисторами, коммутатор выполнен в виде однополупериодного тиристорного инвертора с отсекающими диодами и нагрузкой в катодных цепях тиристоров, причем управляющий электрод каждого из тиристоров соединен через резистор с общей точкой секций обмотки якоря и с зажимом одной из вторичных обмоток трансформатора, второй зажим которой соединен с общей точкой соответствующей секции и отсекающего диода, а выход источник@ переменного тока соединен с пер767909 вичной обмоткой трансформатора и с одной из фаз обмотки индуктора. С целью обеспечения реверса; двигатель. .может быть снабжен дополнительно переключателем полярности, подключенным между выходом источника переменного тока и одной из фаз обмотки индук тора.
Формула изобретения
55 из фаз обмотки индуктора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 9. 3749991, кл. 318138, 1966.
Щ 2. Овчинников И. Е. и Лебедев Н И.
Бесконтактные-двигатели постоянного тбка автоматических устройств. М.-Л.
"Энергия", 1966, с. 13.
3. Авторское свидетельство СССР
g5 Р 607313, кл. Н 02 К 29/02, 1978.
На чертеже представлена схема вентильного электродвигателя.
Вентильный электродвигатЕль состоит из синхронной машины с многосекционной обмоткой. якоря (секции 1,2,3. и 4) и двухфазной обмоткой индуктора (фазы 5 и 6), а также коммутатора на тиристорах,7,8,9 и 10. С цепями катодов тиристоров соединены резисторы
11, 12, 13 и 14 и диоды 15, 16, 17 и
18. Управляющие электроды тиристоров соединены через вторичные обмотки
19, 20, 21 и 22 управляющего трансформатора с соответствующими секциями якорной. обмотки. Первичная обмотка
23 этого трансформатора подключена к зажимам источника 24 переменного тока. Концы фаз 6 индуктора также связаны с источником переменного тока, но через контакты переключающего геркона 25. Катоды тиристоров, "включенных в противоположные фазы многофазной обмотки якоря, соединены через конденсаторы 26,и 27. Обмотка
28 геркона подсоединена к минусу
"источника питания.
Схема работает следующим образом.
При подключении фазы 6 индуктора к источнику переменного тока в обмотке 1 якоря наводится ЭДС, совпадающая по фазе с ЭДС во вторичной обмотке
19 управляющего трансформатора. В результате на управляющий электрод тиристора 7 воздействует положитель ная сумма этих ЭДС. Тиристор открывается и фаза 1 якоря оказывается под
"НаНряжением источника питания. Взаимодействие тока в секции 1 якоря и магнитного потока, создаваемого фазой 5 обмотки индуктора, обеспечи"вает поворот якоря двигателя против часовой стрелки. Конденсатор 26 заряжается до напряжения источника питания. Сумма ЭДС, наведенных в обмотках 20 и 2 от отрицательной по луволны источника питания, имеет обратный знак и включения тиристора 8 не вызывает.
При поступлении следующей положительной полуволны суммарный сигнал действует в цеци управления тиристора
8. Последний при открывании обеспечивает ток в фаЬе 2,якоря. Прй этом якорь продолжает вращение против ча1 совой стрелки.
Новая положительная полуволна приводит к срабатыванию тиристора 9, од нйвфемейЪо за счеЧ йИГряжеййя кой денсатора 26 выключается тиристор. 7.
В этой Случае взаимодействуют токи в фазах 2 и 3 якоря с магнитным IIoтоком, создаваемым фазой 5 индуктора.
С приходом следующей положительной полуволны открывается тирнстор
10, одновременно за счет напряжения конденсатора 27 запирается тиристор
8. В фазе 4 обмотки якоря появляется ток, взаимодействие которого с потоком возбуждения фазы 5 индуктора обуславливает дополнительный поворот ротора против часовой стрелки и т.д.
Реверсирование двигателя может 0 быть осуществлено либо изменением на правления тока в фазе 5 индуктора, либо подключением под напряжение источника переменного тока второй половины фазы 6 индуктора с помощью геркона 25. Суммарная ЭДС положительного знака наводится под действием сигнала управления на вторичных обмотках управляющего трансформатора и фазах 3, 2,1 и 4 соответственно, что и обуславливает последовательное включение тиристоров 9,8,7,10 и т. д.
1. Вентильный электродвигатель, содержащий якорь с обмоткой, секции которой соединены с выходом коммута тора, выполненного на ключевых полупроводниковых элементах, индуктор с
Ç0 двухфазной обмоткой возбуждения и источник переменного тока, о т л ит а ю шийся тем, что, с целью .нижения массы и габаритов, двигатель снабжен управляющим трансформа35 тором и резисторами, коммутатор выполнен в виде однополупериодного тирис,торного инвертора с отсекающими диодами и нагрузкой в катодных цепях тиристоров, причем управляющий элек40 трод каждого из тиристоров соединен через резистор с общей точкой секций обмотки якоря и с зажимом одной из вторичных обмоток трансформатора, второй зажим которой соединен с общей точкой соответствующей секции и
45 отсекающего диода, а выход источника переменного тока соединен с первич-. ной обмоткой трансформатора и с одной из фаз индуктора.
2. Электродвигатель по и. 1, о т50 л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения реверса, он снабжен дополнительно переключателем полярности, подключенным между выходом источника переменного тока и одной
7б7909
Составитель A. Санталов
Редактор И. Нанкина Техред А.Щепанская Корректор Н. Стец
Заказ 7027/21 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4