Пружинный энергоаккумулятор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

77 1117686

О П йЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 15.05.78 (21) 2616538/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07,10.80, Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (51) М. К..

В 60Т 13/38

В 60Т 17/08

Государственный комитет (53) УДК 629,113-596 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Э. М. Куперман, В, С. Чупахин и Г. Т. Крупенин

Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской

Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) ПРУЖИННЫЙ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОР

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в приводах тормозных механизмов, использующих энергию сжатых пружин.

Известны пружинные энергоаккумулято- 5 ры для транспортных средств, включающие корпус с крышкой, поршень, одной стороной обращенный к полости, наполняемой текучей средой, а другой — к упругому элементу, и размещенное внутри штока уст- 10 ройство для принудительного растормаживания (1).

Недостатком этих пружинных энергоаккумуляторов является невозможность проведения экстренного растормаживания ме- 15 ханическим способом.

Наиболее близким конструктивным решением к изобретению является пружинный энергоаккумулятор, содержащий корпус с крышкой, разделенный подпружиненным 20 поршнем на рабочую и пружинную камеры, полый шток и размещенный в нем механизм растормаживания, состоящий из направляющего элемента с хвостовиком и поворотного элемента привода, при этом по- 25 лость штока сообщена с одной из упомянутых камер (2).

Недостаток известной конструкции состоит в низкой эффективности пружинного энергоаккумулятора за счет того, что пру- 30 жина работает на сжатие без учета площади штока, который находится в рабочей полости.

Для увеличения эффективности известного пружинного энергоаккумулятора, которая зависит от мощности пружины, необходимо было бы увеличить диаметр поршня, а это приведет к увеличению габаритов пружинного энергоаккумулятора.

Цель изобретения — повышение эффективности энергоаккумулятора путем полного использования эффективной площади поршня в рабочей камере.

Указанная цель достигается тем, что элементами механизма растормаживання образованы проходы для протекания рабочей среды в полость штока из рабочей камеры, а механизм растормаживания установлен в части полого штока, обращенной к рабочей камере.

Кроме того, проходы образованы радиальными отверстиями и продольными пазами, выполненными в поворотном элементе для доступа рабочей среды к торцевой поверхности хвостовика и в полость штока, при этом поворотный элемент привода выполнен в виде полого вала, установленного в крышке корпуса и служащего опорой полого штока, а направляющий элемент меЪ

Э

768677 ханизма растормаживания уплотнен в указанном штоке.

На чертеже изображен продольный разрез пружинного эпергоаккумулятора прн отсутствии давления текучей среды в рабочей полости.

Пружинный энергоаккумулятор состоит пз корпуса 1, соединенного с крышкой 2.

Поршень 3 разделяет внутрепшою полость корпуса 1 на рабочую полость 4, наполцяемую текучей средой, и полость 5, в которой расположена пружина 6. Полый шток 7 связан с поршнем 3 посредством механизма растормаживанпя 8, снабженного органом ручного управления 9, п введен в полость 5 с пружиной 6. Хвостовик 10 направляющего элемента 11 механизма растормаживания 8 расположен в рабочей камере 4, а точнее в части полого штока 7, обращенной к рабочей камере 4. Элемент 11 снабжен уплотнением 12, которое исключает возможность утечки текучей среды через механизм растормаживания 8. Другая часть механизма 8 — поворотный элемент— выполнен в виде полого вала 13 с цапфой

«а». Полый вал 13, входящий в шток 7, имеет продольные пазы 14 и радиальные отверстия 15 для постоянного доступа текучей среды во внутрь штока 7. Цапфа «а» полого вала 13 установлена в крышке 2 корпуса 1 и снабжена фиксаторами 16 и 17, упирающимися в торцы крышки 2. Внутренняя поверхность полого вала 13 выполнена профилированной для соединения с элементом 11. Профилированная поверхность позволяет совершать осевое перемещение элемента 11 относительно полого вала 13, а также передавать крутящий момент от органа ручного управления 9 к механизму растормаживания 8.

Полый вал 13 является опорным элементом для штока 7 и управляющим для элемента 11 механизма растормаживания 8.

Между фиксатором 17 и торцем штока 7 предусмотрен зазор 18, обеспечивающий доступ текучей среды во внутреннюю полость 19 штока 7.

Пружинный энергоаккумулятор работает следующим образом.

При движении транспортного средства пружина 6 удерживается в сжатом положении энергией текучей среды, поступающей под давлением в рабочую полость 4 пружинного энергоаккумулятора. Текучая среда через зазор 18, радиальные отверстия 15 и продольные пазы 14 поступает во внутреннюю полость 19 штока 7 и, благодаря уплотнению 12, воздействует на полную

55 площадь поршня 3, включая и площадь сечения штока 7.

При торможении давление в рабочей полости снижается, вследствие чего пружинный энергоаккумулятор обеспечивает включение тормозных механизмов, которыми оборудовано транспортное средство.

При необходимости произвести механическое растормаживание используют орган ручного управления 9 и с помощью механизма растормаживания 8 прерывают силовую связь поршня 3 со штоком 7, освобождая тормозные механизмы.

Изобретение позволяет повысить эффективность пружинного энергоаккумулятора за счет использования площади сечения штока при сохранении габаритов энергоаккумулятора.

Формула изобретения

1. Пружинный энергоаккумулятор, содержащий корпус с крышкой, разделенный подпружиненным поршнем на рабочую и пружинную камеры, полый шток и размещенный в нем механизм растормаживания, состоящий из направляющего элемента с хвостовиком и поворотного элемента привода, при этом полость штока сообщена с одной из упомянутых камер, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности энергоаккумулятора путем полного использования эффективной площади поршня в рабочей камере, элементами механизма растормаживания образованы проходы для протекания рабочей среды в полость штока из рабочей камеры, а механизм растормаживания установлен в части полого штока, о бр а щенной к р аб очей камере.

2. Пружинный энергоаккумулятор по п. 1, отличающийся тем, что проходы образованы радиальными отверстиями и продольными пазами, выполненными в поворотном элементе для доступа рабочей среды к торцевой поверхности хвостовика и в полость штока, прп этом поворотный элемент привода выполнен в виде полого вала, установленного в крышке корпуса и служащего опорой полого штока, а направляющий элемент механизма растормаживания уплотнен в указанном штоке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Унгер Э. В. и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей

«КАМАЗ», М., «Транспорт», 1976, с. 228.

2. Патент Великобритании № 1403653, кл. F 2F, 1972 (прототип).

768677

1 1

Составитель С. Макаров

Техред И. Пенчко

Корректор Т. Трушкина

Редактор H. Ахмедова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1986/14 Изд, Ие 470 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5