Пускотормозная гидромуфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii) 769138

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сои>з Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.01.75 (21) 2094203/25-06 с присоединением заявки %в (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень М 37 (45) Дата опубликования описания 0710,80 (51) М Кч

F 16 D 33/04

Государственный комитет (53) УДК 621.825 (088.8) по дела л изобретений и открытий (72) Автор изобретснпя

Ю. А. Цыбульник (71) Заявитель (54) ПУСКОТОРМОЗНАЯ ГИДРОМУФТА

Изобретение относится к гидродинамическим передачам, а именно к гидродинамическим муфтам, Известна пускотормозная гидромуфта, содержащая турбинное и насосное колеса, последнее из которых подвижно установлено на валу и снабжено механизмом осевого перемещения, выполненным в виде пру>кины, соединенной одним концом с насосным колесом jl).

Однако в известной муфте смещение насосного колеса осуществляется принудительно — воздействием гидравлического давления на поршень механизма осевого перемещения. Эта муфта нс позволяет осуществлять автоматическое ограничение величины момента на валу двигателя в заданном допуске и работу с высоким КПД в режиме номинальной нагрузки.

Целью изобретения является повышение

КПД муфты при ее работе в режиме номинальной нагрузки.

Указанная цель достигается тем что пру>кина выполнена типа «скручивания— сжатия», свободным концом связана с валом, а с насосным колесом соединена жестко и последнее установлено на валу посредством винтовой нарезки.

На чертеже изображен продольный разрез пускотормозной гидромуфты.

Муфта содержит турбинное и насосное колеса 1 и 2, соответственно, последнее из которых подви>кно установлено на валу 3 и снабжено механизмом осевого перемещения, выполненным в виде пружины 4. Пружина 4 жестко соединена одним концом 5 с насосным колесом 2, а другим концом 6 связана с валом 3. Пружина 4 выполнена типа «скручивания †сжат», а колесо 2 установлено на валу 3 посредством винтовой нарезки 7. Турбинное колесо 1 соединено с крышкой 8, образующей торцевой зазор 9 с насосным колесом 2. Между турбинным и насосным колесами 1 и 2 имеются зазоры 10 и 11, сообщенные с центральной камерой 12.

Муфта работаст следующим образом.

При вращении вала 3 насосное колесо 2 приобретает угловую скорость, По мере роста угловой скорости колеса 2, развиваемый пм напор заставляет рабочую жидкость циркулировать в муфте, что ведет к ьозникновснию и росту крутящего момента на турбинном колесе 1. Прп этом, в цент2б ральной камере 12, соединенной зазором

10 со всасыванием и зазором 11 с нагнетанием, значение величины давления будет нпжс, чем давления в торцевом зазоре 9 между крышкой 8 и насосным колесом 2, зп равное дав.чению нагнетания. В связи с та769138

Составитель С. Анисимов

Техред И. Заболотнова

Реда ктор М. Васил ьева

Корректор 0. Тюрина

Заказ 7475

Изд. М 519 Тираж 1095

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3<-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Загорская типография Упрполиграфнздата Мособлисполкома ким распределением давлений на насосное колесо 2 будет действовать осевая сила, направленная в сторону турбинного колеса 1. При достижении моментом и осевым усилием определенных величин, рабочее колесо 2 начнет смещаться по винтовой нарезке 7, скручивая и сжимая пружину 4.

В результате смещения колеса 2 вдоль оси его проходное сечение перекрывается наружной поверхностью турбинного колеса 1, что ведет к интенсивному дросселированию потока циркуляции и ограничению роста момента. В ходе снижения скольжения в муфте по мере разгона ее турбинного колеса 1 падает величина момента и перепада давлений между давлением в камере 12 и давлением в зазоре 9 между крышкой 8 и колесом 2, что ведет к постепенному возврату колеса 2 пружиной 4 в положение, соответствующее номинальной нагрузке муфты, то есть до полного открытия проходного сечения насосного колеса 2, чем обеспечивается работа муфты с максимальным КПД.

Как следует из описания конструкции, максимальное значение передаваемого мо4 мента в описанной гидромуфте определяется не размерами геометрии проточной части, а параметрами пружины «скручивания — сжатия», что позволяет повысить КПД муфты увеличением ее активного диаметра без снижения защитных свойств.

Формула изобретения

Пускотормозная гидромуфта, содержащая турбинное и насосное колеса, последнее из которых подвижно установлено на валу и снабжено механизмом осевого перемещения, выполненным в виде пружины, соединенной одним концом с насосным колесом, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, пружина выполнена типа «скручивания — сжатия», свободным концом связана с валом, а с насосным ко20 лесом соединена жестко, и последнее установлено на валу посредством винтовой нарезки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

25 1. Патент США № 2380681, кл. 192—

331, 1945.