Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ti)770859

+ г (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 180778 (21)2645174/27-11 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет

Опубликовано 153,080.Бюллетень М9 38

Дата опубликования описания 151080 (5t)M. Кл.з

В 60 Н 3/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 6 29 ° 11 3. .06:628.8 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. А. Кочешников и И. В. Кузнецов

Центральная научно-исследовательская и конструкторскотехнологическая лаборатория токсичности двигателей (71) Заявитель (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА

В КУЗОВЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для обработки воздуха, поступающего в кузов транспортного средства, работающего, например, в 5 загазованных помещениях, шахтах, карьерах и др.

Известно устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства, содержащее источник тепла, вы- fO полненный, например, в виде выхлопной трубы двигателя, связанный с источником тепла теплообменник, соединенный трубопроводом с кузовом, и регулирующую заслонку, связанную с 15 датчиком температуры )1).

При эксплуатации транспортных средств в условиях загазованности отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания внешней среды, íà- 2О пример при работе их в шахтах или карьерах, загазованный воздух этой среды поступает в устройство для обработки воздуха, где он нагревается или охлаждается, а затем в 25 кузов транспортного средства. Этот воздух содержит токсичные вещества (например, окиси углерода, углеводородов, альдегидов и т. д.), кото рые оказывают вредное влияние на об-.

2 служивающий персонал транспортного средства.

Наиболее бликим техническим решением к изобретению является устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства, содержащее источник тепла, связанный с последним теплообменник, соединенный трубопроводом с кузовом, нагнетатель воздуха и регулирующую заслонку, связанную с датчиком температуры (2).

Однако при поступлении в устройство загазованного воздуха токсичные вещества вместе с воздухом из устройства попадают в кузов транспортного средства.

Цель изобретения - снижение концентрации токсичных веществ в подаваемом в кузов воздухе.

Для этого предлагаемое устройство снабжено каталитическим реакторс м установленным на источнике тепла, теплообменник связан с реактором посредством патрубков с образованием противоточной циркуляции воздуха в патрубках и теплообменнике, причем последний связан с кузовом бай« пасной линией. Заслонка установлена в зоне соединения байпасной линии с упомянутым трубопроводом. Кроме того, 770859 устройство снабжено холодильником, устанввленным в упомянутом трубопроводе ..

Такое. выполнение устройства позволяет подавать воздух в кузов транспортнопо средства со сниженной в пре. делах нормы концентрацией токсичных веществ, что позволяет повысить производительность труда обслуживающего персонала транспортного средства.

На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 — холодильник, вариант выполнения, на фиг. 3 - разрез A-A фиг. 2.

Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства содержит источник тепла, например вы- 15 хлопную трубу 1 двигателя 2.

Источник тепла связан с теплообменником 3, соединенным через трубопровод 4 с кузовом 5 ° Теплообменник

3 соединен с нагнетателем 6, к кото- Щ рому подсоединен воздушный фильтр 7.

В кузове 5 размещен датчик 8 температуры, подключенный к регулирующей заслонке 9. Источник тепла снабжен каталитическим реактором 10, входной патрубок 11 и выходной патрубок

12 которого соединены с теплообменником 3, снабженным оборудованием противоточной:циркуляции. Теплообменник 3 связан байпасной линией 13 с трубопроводом 4 через заслонку 9. В трубопроводе 4 может быть размещен холодильник 14 для воздуха, поступающего в кузов 5. Однако холодильника 14 может и не быть при работе транспортного средства при низкой температуре окружающей среды.

Как показано на фиг. 2, холодильник 14 может быть выполнен в виде жидкостного нейтрализатора„ содержащего корпус 15, частично запол- 4р ненный жидкостью 16. В корпус 15 установлен ротор 17 с дисками 18. Между дисками расположены уплотнительные пластины 19.

При работе устройства воздух, про- ходя через фильтр 7, подается нагнетателем 6 в теплообменник 3. Из теплообменника 3 через входной патрубок 11 воздух поступает в каталитический реактор 10, где происходит нейтрализация токсичных веществ окиси углерода и углеводородов при нагревании каталитического реактора

10 от источника тепла, в качестве которого может быть использована выхлопная труба 1 двигателя 2. Через выходной патрубок 12, нейтралйзованный от токсичных веществ, воздух поступает в теплообменник 3, где происходит его охлаждение. Из теплообменника 3 по трубопроводу .4 воздух подают в кузов 5 транспортного средства. При повышении температуры в кузове, которое регистрируется датчиком

8, при помощи заслонки 9 перекрывается контур теплообменника 3 и нейтрализованный воздух подается в трубопровод 4 через байласную линию 13.

Для усиления эффекта охлаждения воздуха в трубопроводе 4 воздух может проходить через холодильник 14, а затем подаваться в кузов.

Таким образом устройство позволяет уменьшить содержание токсичных веществ в кузове транспортного средства, создавая благоприятные условия при его эксплуатации.

Формула изобретения

1. Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства, содержащее источник тепла, связанный с последним теплообменник, соединенный трубопроводом с кузовом, нагнетатель воздуха и регулирующую .заслонку, связанную с датчиком температуры, о т л и ч а ю щ е е с я тем,что,с целью снижения концентрации токсичных веществ в подаваемом в кузов воздухе, устройство снабжено каталитическим реактором, установленным на источнике тепла, теплообменник связан с реактором посредством патрубков с образованием противоточной циркуляции воздуха в патрубках и теплообменнике, причем последний связан с кузовом байпасной линией.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что заслонка установлена в зоне соединения байпасной линии с упоМянутым трубопроводом.

3. Устройство по п. 1, о .т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено холодильником, установленным в упомянутом трубопроводе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 2019101, кл. В 60 Н 1/00, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

9 348401, кл. В 60 Н 1/18, 1969 (прототип).