Несамоходное судно для перевозки навалочных грузов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 141178 (21) 2379581/27 — 11 (5 ) М
В 63 В 35/28 с присоединением заявки ¹ . (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 15,1080, Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 15.10 80 (53) УДК 629. 123. .15(088.8) (72) Автор изобретения
Н.A. Кочков (71) Заявитель
Ленинградский институт водного транспорта (54) НЕСАМОХОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ
ГРУЗОВ
Изобретение относится к области судостроения, в частности к несамоходным судам для перевозки навалочных грузов.
Известно несамоходное судно для перевозки навалочных грузов, включающее корпус, наружная и внутренняя поверхности которого имеют одинаковую геометрию, транец, а также палуб-1р ный стрингер 1 .
Недостатком известного судна являются низкие эксплуатационные качества при формировании порожнего состава.
Целью изобретения является повыше-15 ние эксплуатационных качеств судна при формировании порожнего состава.
Цель достигается тем, что в предлагаемом судне транец содержит шарнир- 2р но прикрепленную к нему раму и шарнирно закрепленную на раме створку, корпус снабжен привальными брусьями, сопряженными с развернутым наружу палубным стрингером и выполненными g5 с расположенными на верхней части направляющими, а на нижней части - опорами, при этом привальные брусья имеют кормовой скос, а оси шарниров рамы и створки расположены перпендику- Зр лярно к диаметральной плоскости корпуса.
На фиг. 1 показано положение двух порожних несамоходных судов состава перед вкладыванием (формирование порожнего состава); на фиг. 2 — поперечное сечение сложенных однотипных судов, на фиг. 3 — то же, для судов с согласованными размерами, на фиг.4 конструкция кормового откидного транца (вид с кормы); на фиг. 5 — то же, вид сбоку, на фиг. 6 — конструкция замка для крепления откидной створки в раме транца, на фиг. 7 — существующая схема образования груженого двух-, ниточного состава из однотипных несамоходных судов; на фиг. 8 — аналогичная схема формирования еостава, но из судов с согласованными размерами.
Несамоходные суда 1 для перевозки навалочных грузов формируются в тол каемые составы. Их движение обеспечивается с помощью самоходного суднатолкача 2. Корпус несамоходного судна выполняется таким образом, что наружная поверхность 3 и внутренняя поверхность 4 имеют однинаковую геометрию (конфигурацию). Для однотипных судов с одинаковыми размерами это дос770920 тигается за счет развала бортов и наклона носовых и кормовых оконечностей, Для судов с прямостенными бортами при одинаковой конфигурации размеры судов в составе различны и должныы быть согласованы между собой. Привальные брусья 5, являющиеся составной частью корпуса, сопряженные с палубным стрингером, развернутым наружу, имеют направляющие 6, которые конструктивно выполнены в виде углубления или выступа на палубном стрингере, и опоры 7. Опоры располагаются с нижней стороны привального бруса, предназначены для уменьшения сил трения и могут быть выполнены как при складывании судов роликовыми, так И 5 опорами скольжения с облицовкой выступающих частей антифрикционным материалом.типа "нафтлен". В кормовой части привального бруса имеется скос
8. Откидной кормовой транец 9 сос- Я тоит из рамы 10, закрепленной на корпусе судна с помощью шарнира 11 и створки 12. Оси шарниров 11 ы 13 перпендикулярны к диаметральной плос. кости корпуса, которая закреплена на раме с помощью шарнира 13. Для удержания створки 12,в закрытом положении используется стопор 14, закрепленный на раме 10, который одним концом упирается в корпус судна, а другим входит в выемку створки 12.
Формирование груженого состава из несамоходных судов выполняется как обычно, с использованием торцовых автосцепов или швартовых тросов, а при формировании порожнего состава выполняются следующие операции.
Принимающее судно 1 швартуется к стенке причала или к бочке (палу) на рейде, отдается верхний стопор кормового транца 9, (конструкция сто- 40 пора из-за большого числа известных решений на чертеже не показана), который откидывается в нижнее положение. Далее вкладываемое порожнее судно берется толкачом и подводится 4 к кормовой части принимающего судна так, чтобы носовой ролик вкладываемого судна попал на направляющий скос 8 принимающего судна. Создавая упор гребными винтами толкач заводит одно судно в другое. При этом опоры 7 скольжения заходят в направляющие 6 привальных брусьев и обеспечивают центровку складываемых судов, и резко снижают трение.
В процессе складывания принимающее судно 1 притапливается и увеличивает свою осадку. В зазор между судами свободно проникает забортная. вода. После заводки одного порожнего фО судна откидывается его транец 9 и заводится следующее до тех пор, пока осадка принимающего судна не достигнет максимально допустимой величины.
После чего все кормовые транцы 9 за- д крываются, начиная с верхнего судна, и стопорятся.
Сложенные порожние суда формируются в обычный грузовой состав, только в этом случае грузом являются сами порожние суда. Расформирование порожнего состава после транспортировки производится в обратном порядке.
Открываются все откидные транцы 9, начиная с нижнего, и верхнее судно 1 стягивается в воду. При этом осадка оставшихся судов соответственно уменьшается. Эта операция повторяется до полного освобождения несущего судна.
Для обеспечения свободного стока воды, попавшей в трюм, высота второго дна должна быть выше на 5-10 см порожней ватерлинии судна. После стока воды поднимается кормовой транец 9 на всех раздельно плавающих судах и ставится на верхний стопор. При этом герметизация кормового транца осуществляется за счет обычного резинового уплотнения 15. Порожние суда готовы к приему груза. Наличие кормовой створки 12 обеспечивает несамоходному судну возможность разгрузки через кормовой транец. При этом возможна разгрузка самосвалом в воду, при отсыпке плотин, дамб и т.д., за счет создания дифферента на корму или методом подъема судна из воды и ссыпания груза в береговой бункер. Для выполнения процесса разгрузки отдается верхний стопор транца, в результате чего транец 9 откидывается на небольшой угол в корму, при этом стопор 14 поворачивается вокруг оси и освобождает створку 12, и груз свободно высыпается из трюма (конечно при условии создания достаточного дифферента (наклона судна).
Формула изобретения
Несамоходное судно для перевозки навалочных грузов, включающее корпус, наружная и внутренняя поверхности которого имеют одинаковую геометрию, транец, а также палубный стрингер, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств при формировании порожнего состава, транец содержит шарнирно прикрепленную к нему раму и шарнирно закрепленную на раме створку, корпус снабжен привальными брусьями, сопряженными с развернутым наружу палубным стрингером и выполненными с расположенными на верхней части направляющими, а на нижней части — опорами, при этом привальные брусья имеют кормовой скос, а оси шарниров рамы и створки расположены перпендикулярно к диаметральной плоскости корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Р 1366003, кл. В 7 А, 1974 (прототип).
770920
Фиг.1
Составитель Л.Артанов
Техред С.Мигунова Корректор M,Kañòà
Редактор Л.Батанова
Заказ 7376/24 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4