Быстроразъемное замковое соединение деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалмстмческ их
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
771365 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено100778 (21) 2640170/25-27 (51)М. Кл.
F 16 В ?/24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.1080, Бюллетень Но 38 (53) УДК 621. .88(088.8) Дата опубликования описания 25. 10. 80 (72) Авторы изобретения
В.I1.Èóðàøåâ, В.М.Синявский, С.М.Кириллов и A.À.Киселев (73) Заявитель (54 ) БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к области машиностроения и может применяться для надежного крепления съемной детали к базовой (например, какого-либо электронного блока в шкафу).
Известно быстроразъемное замковое соединение деталей, содержащее штырь, установленныи на одной из соединяемых деталей и заходящий в защелку, установленную на другой соединяемой детали, а также пружину, фиксирующую штырь в конечном положении, при этом штырь выполнен ступенчатым с переходной конусной поверхностью, а защелка выполнена в виде скобы с фигурным отверстием, имеющим фаску, контактирующую с конусной поверхностью штыря.
Между соединяемыми деталями установлена упругая прокладка f1) .
Однако при соединении и снятии деталей необходимо совершать два дви.кения, что очень неудобно при большом габарите и весе соединяемых деталей.
Известно также быстроразъемное . 25 замковое соединение деталей, содер>кащее штырь с коническим концом и приводным механизмом, установленным на одной н. с:елнняемых деталей, и заделку, уст,.н. пленную на другой детали, при этом между деталями размещена упругая прокладка, конец штыря размещен в защелке, а приводной механизм выполнен в виде полого стакана, в котором установлены подпру>киненный ползун и фиксатор в виде подпружиненного пальца, располо>хенного в винтовом пазу полого стакана (2)
Это соединение деталей является наиболее близким к изобретению по техническому существу и достигаемому результату.
Однако и оно не лишено указанного выше недостатка, а именно не достаточно удобно при эксплуатации.
Дель изобретения — повышение удобства в эксплуатации.
Эта цель достигается за счет того, что приводной механизм снаб>.:ен подпружиненным толкателем и радиальным штифтом, а ползун выполнен с центральным отверстием, в котором размещен толкатель, выпрлненный с кольцевой проточкой, одна из боковых <-.торон которой наклонная, причем подпружиненный палец фиксатора расположен в ползуне и одним своим концом взаимодействует с кольцевой проточк толкателя, упомянутый радиальны> :
771365 штифт закреплен на ползуне и взаимодействует с винтовым пазом полого стакана, зацелка выполнена в виде пластины со сквозными окнами, образующими две упругие прямоугольные перемычки со скосами, а на конце штыря выполнены две диаметрально противолежащие прорези со скошенными донными частями, в которых размещены упругие перемычки защелки, причем штырь и ползун приводного механизма подвижно в осевом направления соединены друг @ с другом.
На фиг. 1 представлено предлага емое соединение электронного блока, продольный разрез;. на Фиг. 2. — вид и на фиг. i; на Фиг. 3 — вид В на фиг. 15
1; на фиг..4 — узел Х фиг. 1; на Фиг.
5 — разрез В-В Фиг. 4! на Фиг. 6 вид Г на Фиг. 3; на фиг. 7 — разрез
Д-.Д Фиг б.
Соединение состоит из базовой де- 2О тали (шкафа) 1 и съемной детали (ячейки) 2. Съемная деталь фиксируется относительно базовой детали с помощью замка. Замок состоит из корпуса 3 в виде полого стакана, закрепленного своим фланцем на лицевой панели детали 2. Во внутренней полости корпуса
3 размещен ползун 4, имеющий на одном конце шток 5. Другой конец ползуна 4 выступает за лицевую панель детали 2 и имеет осевое отверстие б. В нем, 30 выступая за его торец, установлен толкатель 7, в котором выполнена проточка 8, имеюцая клиновой уступ 9.
В радиальном отверстии ползуна
4 установлен фиксатор 10 в виде пальца со сферическими концами. Фиксатор
10 подпружинен упругим элементом 11 в сторону толкателя 7 и упирается в его наружную поверхность после монтажа. В корпусе 3 выполнен сквозной вин-4О товой паз 12 с длиной, равной 1/4 шага винтовой линии,т.е. на дуге 90
Концы винтового паза. 12 взаимодействуют после монтажа: один с концом фиксатора 10, выступающим эа наружную 45 поверхность ползуна 4, другой — co штпфтом 13, установленным в теле ползуна 4. Ползун 4 подпружинен относительно корпуса 3 упругим элементом
14, а толкатель 7 относительно ползуна 4 — упругим элементом 15. B корпусе 3 со свободой вращения установлен один конец штыря 16 в виде стержня с конусом 17 на другом конце. Со стороны конуса 17 на штыре 16 выполнены две диаметрально противоположные поперечные прорези 18, взаимодействующие после монтажа с упругими перемычками 19 прямоугольного сечения защел- ки 20. Упругие перемычки выполнены со скосами 21, взаимодействующими с ко- 6О нусом 17 при монтаже (для уменьшения осевых усилий при монтаже), а донные части прорезей 18 выполнены со скосами 22, взаимодействующими с перемычками при демонтаже (для уменьшения усилий IIðè демонтаже). Защелка установлена на задней стенке базовой детали 1, имеющей окно 23 для прохода штыря 16. Штырь со стороны корпуса 3 имеет осевое отверстие 24 и сообщающиеся с отверстием 24 продольные пазы 25. B осевом отверстии 24 штыря
16 размецен шток 5 ползуна 4, зафиксированный от проворота штифтом 26, взаимодействующим своими концами со стенками продольных пазов 25. Штырь
16 выполнен из двух частей с концами
27 и 28, имеющими резьбу противоположного направления и связанными резьбовой втулкой 29. Между задними стенками деталей 1 и 2 установлена эластичная прокладка 30.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При монтаже, взявшись за ручки 31 съемной детали 2, задвигают ее по направляющим базовой-детали до упора.
При этом конус штыря упирается в скосы упругих перемычек защелки, деформируя перемычки, после чего происходит частичная деформация эластичной прокладки .30, западание перемычек в поперечные прорези штыря и надежная фиксация съемной детали относительно базовой.
При демонтаже, взявшись за ручки
31 съемной детали, нажимают большим пальцем руки на конец толкателя 7, перемещают его в осевом направлении.
При этом происходит западание фиксатора 10 в проточку 8 и выход. конца фиксатора 10 иэ контакта с концом винтового паза 12. Продолжая прикладывать осевую силу к выступающему концу ползуна 4, разворачивают последний на угол 90 (т.к. штифт 13 будет перемещаться по винтовому пазу на 1/4 шага винтовой линии). Шток 5,перемещаясь вдоль осевого отверстия штыря, развернет его штифтом на угол 90
При этом прорези 18 выйдут из контакта с перемычками 19, которые расположатся своими внутренними поверхностями на цилиндрической поверхности конца штыря (для уменьшения усилий разворота штыря основания его прорезей выполнены со скосами). Затем, потянув деталь 2 на себя, разъединяют ее с деталью 1. После снятия осевой нагрузки с выступающего конца замка, его составные элементы самостоятельно под действием упругих элементов возврацаются в исходное положение.
Формула изобретения
Быстрораэъемное замковое соединение деталей, содержащее штырь с коническим концом и приводным механизмом, установленным на одной из соединяемых деталей, и защелку, установленную на другой детали, при этом между деталями размецена упругая прокладка, конец
771365
1 Я 1б
Puz. 2 штыря размещен в защелке, а приводной механизм выполнен в виде полого стакана, в котором установлены подпружиненный ползун и фиксатор в виде подпружиненного пальца, расположенного в винтовом пазу полого стакана, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, приводной механизм снабжен подпружиненным толкателем и радиальным штифтом, а подпружиненный ползун выполнен с центральным отверстием, в котором размещен толкатель, выполненный с кольцевой проточкой, одна из боковых сторон которой наклонная, причем подпружиненный палец фиксатора установлен в пол- 15 зуне и одним своим концом взаимодействует с кольцевой проточкой толкателя, упомянутый радиальный штифт закреплен на ползуне и взаимодействует с винтовым пазом полого стакана, защелка выполнена в виде пластины со сквозными окнами, образующими две упругие прямоугольные перемычки со скосами, а на конце штыря выполнены две диаметрально противолежащие прорези со скошенными донными, частями, в которых размещены упругие перемычки защелки, причем штырь и ползун приводного механизма подвижно в осевом направлении соединены друг с другом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 531933, кл. F 16 В 2/24, 1976.
2. Патент США Р 3145441, кл. 24-111
1965 (прототип). 171 36 .
Ф-Я
Составитель И.Проконичев
Редактор Н.Вирко Техред И.Асталош Корректор Н.Григорук
Заказ 6661/46 Тираж 1095 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4