Реверсивный подшипник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

р ссзи-: "

° )

;-у,,ТД»"И-- :" А Н Й Е

Союз Советских

Социалистических

Республик

О Il

771369

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

® = (61) дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 09.10.78 (21) 2674558/25-2 (51) М. Кл.

Р 16 С 17/06 с присоединением заявки .%

Государственный комитет (23) Приоритет оо ленам изобретений н открытий

Опубликовано 15. 10.80. (, .„бюллетень pg. 38 (gg) уд1

1.822.5(088.8) Дата опубликования описания 18.10.80

А, ll. Тодоров, M. B. Коровчинский, Е. И. Квитницкий, И. С, Веремеенко и А. Т, Скрынник (72) Авторы изобретения

Харьковский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени турбинный завод им. С. N. Кирова и Харьковский орд пп Ленина политехнический институт им. В. И. Леиньша (71) Заявители (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ПОДШИПНИК

Предлагаемое изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано для подшипников скольжения, цапфы валов или пяты которых работают в условиях реверсивного вращения.

Известен реверсивный упорный подшипник, содержащий самоустанавливаюшиеся сегменты, смонтированные на установленных в корпусе упорах посредством вкладышей, имеющих шаровые опорные повер- 10 хности (1)

Известная конструкция реверсивного подшипника с центральной точкой качания имеет меньшую несущую способность и большие потери энергии на трение при жидкостном гидродинамическом режиме трения. Низкая несущая способность та— ких опор приводит к снижению точности вращения вала и надежности работы аодшипникового узла. 20

Целью предлагаемого изобретения является повышение несущей способности реверсивных подшипников скольжения, их долговечности, точности вращения вала и снижение потерь энергии на:трение.

Это достигается тем, что каждый

- вкладыш выполнен с дополнительной шаровой опорной поверхностью и с ограничительными буртами, взаимодействующими со стенками упора, при этом рабочая поверхность упора образована двумя профильными участками, расположенными под углом apyr к другу, а шаровые опорные поверхности каждого вкладьппа размещены в плоскости вращения.

На фиг. 1 показан предлагаемый подшипник, продольный разрез; на фиг. 2то же,поперечный разрез; на фиг. 3 приведена предлагаемая конструкция упорного узла вкладыша подшипника; на фиг. 4— схема перемещения контактных точек опоры при смешении вкладыша силами трения по направлению вращения вала.

Реверсивный подшипник скольжения содержит корпус 1, сегменты 2, имеющие вкладыш 3 с двумя шаровыми опор9, ф

При изменении направления вращения вала происходит обратное смещение сегмента с вкладьппем до соприкосновения бурта 9 с упором. В контакт входит шаровая опорная поверхность, вокруг которой сегмент самоустанавливается в другом направлении с =охранением тех же преФормула изобретения

Реверсивный подшипник, содержащий самоустанавливающиеся сегменты, смонтированные на установленных в корпусе упорах посредством вкладышей, имеющих шаровые опорные поверхности, о т л и— чаю щ ий с я тем, что, с цельюповышения несущей способности, точности вращения вала и снижения потерь энергии на трение при реверсивном вращении, каждый вкладьпп выполнен с дополнительной шаровой опорной поверхностью и с ограничительными буртами взаимодействующими со стенками упора, при этом рабочая поверхность упора образована двумя профильными участками, расположенными под углом друг к другу, а шаровые опорйые поверхности каждого вкладыша размещены в плоскости вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гринберг А. С. и др. "Обратимый агрегат Киевской ГАЭС, Сб,, НИИИНФОРМТЯЖМАШ, Энергетическое машиностроение,М., 1967, 3-67-1, с. 62-67.

3 77136, ными поверхностями 4 и 5, упор 6 на корпусе 1 с двумя профильными участками 7. Вкладыш 3 крепится к сегменту болтами 8. Вкладыш имеет ограничительные бурты 9, удерживающими сегмент в

5 пределах необходимого перемещения силами трения в смазочном слое в любом из направлений реверсивного вращения вала., Профиль участков 7 рабочей поверхнорти упора 6 охватывает обе шаровые опор- lo ные поверхности 4 и 5, имея образующую, перпендикулярную радиусу из центра кривизны сегмента в точку 10 контакта шаровой опорной поверхности при рабочем положении сегмента4см. фиг. 4).

Монтаж и регулировка подшипника предлагаемой конструкции упорного узла сегмента осуществляется подобно известным многосегментным подшипникам: сегменты устанавливаются в корпус и непосредственным замером величины зазора между сегментом и валиком либо опорами вкладыша и контактной поверхностью упора на корпусе регулируется требуемый зазор. Зазоры 11 между буртами 9 и стен- 25 ками упора 6 при монтаже подшипника устанавливаются равными.

При работе агрегата устанавливается вращение вала в одном направлении, например по часовой стрелке (см. фиг. 2). 30

Возникающие в смазочном слое силы трен ия увлекают сегмен т во вращение.

Сегмент перемешается на величину зазора 11 до соприкосновения бурта 9 со стенкой упора 6. Контакт шаровой опорной поверхности 4 из точки 12 перемещается в точку 10 (см. фиг. 4), при этом между шаровой опорной поверхностью

5 и упором 6 образуется зазор 13, достаточный для поворота сегмента вокруг по- 40 верхности 4 (точка 10) .

В связи с тем, что шаровая опорная поверхность 4 (также и опорная . поверхность 5) вкладыша смещена относительно оси симметрии сегмента на расчетную 45 величину g в направлении вращения sana, сегмент самоустанавливается с оптимальным отношением зазора h< у входной кромки сегмента (см. фиг. 2) к зазору

И 1 у выходной кромки сегмента, что обеспечивает высокую нагрузочную способность подшипника и низкие потери на трение . имуществ подшипника, определенных первоначальным направлением вращения.

Предлагаемая конструкция реверсивного подшипника, в котором вкладыш сегмента выполнен с двумя шаровыми опорными йоверхностями расположенными в плоскости вращения по разные стороны общей оси симметрии вкладыша и сегмента, обеспечивает оптимальное положение точки опоры сегмента при любых направлениях вращения, и режимах работы подшипника, что по сравнению с реверсивными подшипниками с центральной опорой повышает коэффициент. полезного действия за счет снижения потерь на трение и обеспечивает более высокую несущую способность с увеличением точности вращения вала.

771369

Составитель Т, .Хромова

Редактор Е. Зубиетова Техред И.Асталош Корректор M. Шароши

Заказ 6661/46 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПЛП Патент", г. Ужгород, ул Проектная, 4