Подшипник качения и способ его изготовления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик (, 77 37
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (61) Дополнительное к авт =вид-ву (22) Заявлено 01.08.77 (21} 2505001/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51} М. Кл.
F 16 С 19/00
Государстееииый комитет
Опубликовано 15.10.80. Бюллетень ¹ 38
Дата опубликования описания 25.10.80
i 53} УДК621 822.8(088.8) по делам изооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
Ю. Н. Глодин, А. Г. Елисеенко, П. A. Пшеничкин, Е. А. Смирнов, Н. Н. Ханский и Л. Б. Кузнецов
Московский ордена Трудового Красного Знамени инс итут стали и сплавов и Производственное объединение <сЭлектроугли» (71) Заявители (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроен ия и может быть использовано в опорных узлах, работающих при повышенных температурах и нагрузках.
Известен подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца, расположенные между ними тела качения и выполненный из антифрикционного материала сепаратор с выступами, цент; ирующими его по беговым дорожкам внутреннего и наружного колец, а также способ его изготовления, включающий изготовление внутреннего и наружного колец, тел качения, а также изготовление сепаратора и сборку подшипника путем заполнения антифрикционным материалом в состоянии текучести пространства между кольцами и последующей термообработки до полного отверждения антифрикционного материала и, кроме того, окончательную технологическую приработку 11).
Недостатком известного подшипника качения и способа его изготовления является недолговечность, вызванная тем, что в конструкции не предусмотрен выход продуктов наноса из зоны трения, в том числе при технологической приработке, в результате чего во время технологической приработки на сепараторе образуется плотный спекшийся слой продуктов износа и при работе подшипника тела качения контактируют не с твердым антифрикционным материалом, а с продуктами разрушения этого материала.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков и повышение долговечности подшипника качения.
Указанная цель достигается тем, что зазор между одной из боковых поверхностей сепаратора со стороны, по крайней мере, одного из торцов и противолежащей ей цилиндрической поверхностью, кольца больше, чем зазор между центрирующим выступом сепаратора и кольцом.
Боковая поверхность сепаратора, образующая зазор с противолежащей ей цилиндрической поверхностью кольца больший, чем зазор между центрирующим выступом сепаратора и кольцом. выполнена конической.
При этом после заполнения антифрикционным материалом в состоянии текучести
2о пространства между кольцами проводят предварительную термообработку до потери антифрикционным материалом состояния текучести с сохранением пластичности, затем формируют боковую поверхность сепаратора, образующую зазор с противолежащей ей цилиндрической пов р ностью кольца больший, чем зазор между центрирующим выступом сепаратора и кольцом, после чего проводят предварительную -технологическую приработку.
На чертеже изображен подшипник качения, разрез.
Подшипник качения сод ржит внутреннее кольцо 1, наружное кол. цо 2. расположенные между ними тела качения 3 и массивный армированный сепаратор 4, содер- 10 жаший слой антифрикционного материала
5 на перемычках 6 сепаратора выполнены выступы 7, центрирующие его по беговым дорожкам 8 внутреннего кольца 1 и наружного кольца 2. Наружная поверхность 9 сепаратора 4 со стороны, по крайней мере, одного из торцов выполнена конической по всей тол1цине стенки сепаратора с образованием зазора 10 между сепаратором 4 и внутренним диаметром наружного кольца 2 большим, чем зазор между сепаратором 4 и бе 2е говой дорожкой 8.
При работе в гнездах сепаратора образуются продукты износа, которые удаляются через зазор 10. Центрирование сепаратора по беговым дорожкам 8 лучшает условия работы сепаратора 4 и, еличивает долговечность подшипника.
Способ изготовления подшипника качения включает изготовление колец 1 и 2, тел качения 3. а также изготовление сепаратора 4 и сборку подшипника путем заполнения антифрикционным материалом 5 в состоянии текучести пространства между кольцами и последующей предварительной термообработки до потери антифрикционным материалом 5 состояния те" чести с сохранением пластичности, зате . формируют нару кную коническую поверхность 9 с образоа нем зазора 10, после чего проводя.- предь.-... гt:.ëüíóþ технологическую приработку, а затем — термообработку подшипника до полного отверждения антифрикционного мате- 4е рядил.- и окончательную технологическую приработку.
Пример изготовления подшипника качения.
Антифрикционный материал 5 впрессовывают в предварительно обезжиренный под- 4s шнпник таким образом, чтобы он заполнил все свободное пространство между кольцами и 2. После этого проводят предварительную термообработку подшипника при температуре 200 С в течение четырех ч до потери материалом 5 состояния текучести с сохранением пластичности, снимают верхний слой антифрикционного материала 5 толщиной
1 мм со стороны одного торца сепаратора 4, образуя зазор по всей толщине стенки сепаратора 4 до тел качения 3, затем вручную прокручивают кольца 1 и 2 подшипника одно относительно другого, вновь термообрабатывают при температуре 260 С до полного отверждения и проводят окончательную технологическую приработку при скорости
1000 об/мин. в течение 1 мин.
Применение подшипника значительно увеличивает его долговечность и позволяет получить большой экономический эффект.
Формула изобретения
1. Подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца, расположенные между ними тела качения и выполненный из антифрикционного материала сепаратор с выступами, центрирующими его по беговым дорожкам внутреннего и наружного колец, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности. зазор между одной из боковых поверхностей сепаратора со стороны, по крайней мере, одного из торцов и противолежащей ей цилиндрической поверхностью кольца больше. чем зазор между центрирующим выступом сепаратора и кольцом.
2. Подшипник качения по и. 1, отличающийся тем, что боковая поверхность сепаратора, образующая зазор с противолежащей ей цилиндрической поверхностью кольца больший, чем зазор между центрирующим выступом сепаратора и кольцом, выполнена конической.
3. Способ изготовления подшипника качения по п. 1 и 2, включающий изготовление внутреннего и наружного колец, тел качения, а также изготовление сепаратора и сбор— ку подшипника путем заполнения антифрикционным материалом в состоянии текучести пространства между кольцами и последующей термообработки до полного отверждения антифрикционного материала и,. кроме того, окончательную технологическую приработку, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, после заполнения антифрикционным материалом в состоячии текучести пространства между кольцами проводят предварительную термообработКу до потери антифрикционным материалом состояния текучести с сохранением пластичности, затем формируют боковую поверхность сепаратора, образующую зазор с противолежащей ей цилиндрической поверхностью кольца б льший, чем зазор между центрирующнм вь: тупом сепаратора и кольцом, после чего проводят предварительную технологическую приработку.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Патент Японии № 45 — 34322, кл. 53 А 22, 1970.
Редактор Е. Зубиетова
Заказ 6662/47
Составитель И. Яковлев Техред К. Шуфрнч Корректор М. Демчик
I ираж 1095 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4