Червячный редуктор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
О Il И С А Н И Е („) 771383
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.10.78 (21) 2671793/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51);Й К„з
F 16 Н 1)16
Государственный комитет (53) УДК 621.833. .389 (088.8) Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 25.10.80 по делам нзаоретений н открытий (72) Авторы изобретения
В. А. Леденцов и В. М. Beëèê (71) Заявитель (54) ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных станках, механизмах, устройствах.
Известен червячный редуктор, содержащий червяк, взаимодействующее с ним червячное колесо, вал и установленную на нем муфту свободного хода 11).
Недостатком этого червячного редуктора являются узкие функциональные возможности.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей.
Указанная цель достигается тем, что червячный редуктор снабжен муфтой со шлицами, установленной на червячном колесе, подвижным в осевом направлении винтом, имеюшим продольные винтовые канавки и взаимодействующим со шлицами муфты, неподвижной втулкой, связанной с подвижным винтом посредством шарика, расположенного в продольных канавках, кулачковой муфтой, одна из полумуфт которой расположена на валу, а другая на одном из концов винта, другой конец которого связан муфтой обгона с неподвижной втулкой.
На фиг. 1 — изображен червячный редуктор в разрезе; на фиг. 2 — сечение А — А
2 на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 1.
Червячный редуктор содержит червяк 1, взаимодействующее с ним .еовячное колесо 2, вал 3, муфту 4 со шлицами 5, установленный на червячном колесе 2 подвижный в осевом направлении винт 6. На винте выполнены продольные винтовые канавки 7. Винт 6 взаимодействует со шлицами 5 муфты 4. Неподвижная втулка 8 связана с подвижным винтом 6 посредством шари1о ка 9, расположенного в продольных винтовых канавках 7. Червячный редуктор содержит также кулачковую муфту, состоящую из полумуфты 10, которая расположена на валу 3, а другая полумуфта 11 расположена на одном из концов винта 6. На другом конце винта 6 расположена муфта 12 обгона. Муфта обгона состоит из храпового колеса 13 и собачки 14. Муфта 4 имеет возможность поворота под действием пружины 15 относительно червячного колеса 2.
Под действием сжатой пружины 36 подвижный винт 6 выводят из зацепления полумуфты I O и 11.
Червячный редуктор работает следующим образом.
При включенном электродвигателе червяк 1 вращает червячное колесо 2. Червячное колесо 2, сжймая пружины 15, увлекает за собой муфту 4, которая в свою очередь заставляет вращаться подвижный в осевом направлении винт 6, который взаимодействуя с шариком 9, находящимся во втулке 8, перемещаясь по оси, вводит полумуфту 11 в зацеплении с другой полумуфтой 10. Образуется жесткая связь: червячное колесо
2 — вал 3. В момент останова под действием пружины 15 муфта 4 поворачивается относительно червячного колеса 2. В то время, когда шарик 9 совместится с продольной канавкой 7, происходит фиксация — собачка 14 западает во впадину храпового колеса 13 и шарик 9 попадает в продольную винтовую канавку 7. Под действием сжатой пружины 16 подвижный в осевом направлении винт 6 выводит из зацепления полумуфты 10 и 1.
Вал 3 становится самостоятельным звеном и может иметь различные реверсивные движения.
Таки м образом, предложенный червячный редуктор обладает широкими функциональными возможностями, процесс соединения и рассоединения происходит автомати1383
4 чески и имеется возможность передачи больших крутящих моментов.
Формула изобретения
Червячный редуктор, содержащий червяк, взаимодействующее с ним червячное колесо, вал, и установленную на нем муфту свободного хода, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возмож1О ностей редуктора, он снабжен муфтой со шлицами, установленной на червячном колесе, подвижным в осевом направлении винтом, имеющим продольные винтовые канавки и взаимодействующим со шлицами муфты, неподвижной втулкой, связанной с подвижным винтом посредством шарика, расположенного в продольных канавках, кулачковой муфтой, одна из полумуфт которой расположена на валу, а другая на одном из концов винта, другой конец которого связан муфтой обгона с неподвижной втулкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кожевников С. Н. Механизмы. М., «Машиностроение я,1965, с. 480; рис. 6.90 (прототип) .
Составитель Р. Ожина
Редактор Г. Мозжечкова Тсхред К. Шуфри Корректор М. К. cт;
Даказ 6662/47 Тираж !095 Подписt ос
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4 5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Г1роектная, 4