Прибор для контроля лопастей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ф
ОП И(:: Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
:А" -::и- IH
Союз Советских
Социалистических
Республик
771457К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 397741 (22) Заявлено 20.11.78 (21) 2686071/18-28 (51) M. Кл. с присоединением заявки №вЂ”
G 01 В 5/20
Государстаенный комитет (23) Приоритет—
Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 25.10.80 (53) УДК 531.717 (088.8) до делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. А. Данилов
Новополоцкий политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЛОПАСТЕЙ
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении при изготовлении лопастных изделий, например гребных и воздушных винтов, крылаток насосов, вентиляторов и т. д.
Известен прибор для контроля лопастей, содержащий шпиндель с осью, несущей стол и опору проектного чертежа, установленную на оси поворотную траверсу, на которой смонтированы с возможностью сИнхронного перемещения в противоположных направлениях измерительная головка с щупом и регистрирующая каретка, несущая рейку с записывающим пером, ки нем атически связанную со щупом (1) .
Недостатком этого прибора является некомпактность записи, обусловленная тем, что цилиндрические сечения винтовой поверхности постоянного шага записываются в виде спиралей Архимеда. Данный недостаток проявляется в большей степени с увеличением длины и шага контролируемых сечений, а также масштаба записи.
Целью изобретения является обеспечение компактности записи результатов контроля и повышение точности контроля.
Для этого предложенный прибор снабжен компенсирующим узлом перемещения рейки, выполненным в виде системы зубчатых колес, неподвижное из которых установлено на оси поворота траверсы, а подвижные связаны с рейкой.
На фиг. 1 приведена кинематическая схема прибора; на фиг. 2 — графическое изображение профилей контролируемых сечений лопастей.
Прибор содержит шпиндель 1 с осью 2, <о поворотную траверсу 3, относительно которой при вращении рукоятки 4 ходового винта 5 перемещаются в противоположные стороны измерительная головка 6 и регистрирующая каретка 7.
В измерительной головке 6 смонтирован вертикально перемещающийся щуп 8, который в процессе контроля скользит по контролируемой поверхности.
На регистрирующей каретке 7 смонтирована с возможностью перемещения перпендикулярно оси шпинделя 1 рейка 9. несущая записывающее перо 10.
На оси 2 неподвижно закреплен стол 11, несущий поворотную относительно оси шпин77 деля плоскую опору 12 с проектным чертежом 13. Для фиксации углового положения опоры 12 служит зажим 14.
Щуп 8 кинематически соединен с рейкой
9 посредством реечной передачи 15, валика 16, дифференциала 17, валика 18 и зубчатой передачи 19. Рейка 9 связана с осью
2 кинематической цепью, содержащей передачу 19, валик 18, дифференциал 17, передачу 20 и сменные зубчатые колеса 21. Передаточное отношение этой цепи настраивается колесами 2! так, чтобы одному обороту траверсы 3 вокруг оси 2 соответствовало перемещение рейки 9, пропорциональное значению шага контролируемого сечения лопасти.
Шпиндель 1 и ось 2 соединены фиксатором 22, обеспечивающим координацию прибора при переходе от одной лопасти к другой.
На верхней стороне плоской опоры 12 нанесены взаимно перпендикулярные риски: продольная 23, проходящая через ось шпинделя 1, и поперечная 24, проходящая на некотором расстоянии от оси шпинделя 1.
Закрепленный на плоской опоре 12 проектный чертеж 13 устанавливают так, чтобы его продольная и поперечная риски были совмещены с рисками 23 и 24 опоры.
Профили сечений 25 лопасти построены на чертеже 13 с учетом кинематики прибора для каждого из контролируемых сечений лопасти изделия 26.
Прибор и изделие устанавливают соосно на оправке 27.
Прибор работает следующим образом.
На контролируемой лопасти путем перемещения по траверсе 3 измерительной головки 6 с помощью рукоятки 4 щупом 8 наносят центровую линию 28.
Вращением рукоятки 4 измерительную головку 6 устанавливают на сечение, наиболее удаленное от оси изделия, после чего поворотом траверсы 3 и перемещением щупа
8 совмещают его острие с точкой на центровой линии 28, а затем поворотом опоры 12 и перемещением пера 10 вдоль рейки 9 совмещают перо с точкой на чертеже 13, соответствующей. положению острия щупа 8 на лопасти..
Для записи цилиндрического сечения лопасти измерительная головка 6 устанавливается на контролируемое сечение, щуп 8 поворотом траверсы 3 и его осевым перемещением устанавливается на верхнюю кромку лопасти, а перо 10 опускается на чертеж 13.
1457
При вращении траверсы 3 щуп 8 скользит по контролируемой поверхности и получает осевое перемещение, которое по кинематической цепи 15 — 16 — 17 — 18 — 19 преобразуется в пропорциональное перемещение рейки 9. Одновременно рейка 9 по5 лучает противоположное по направлению перемещение по кинематической цепи, связывающей ее с осью 2.
Таким образом, результирующее перемещение рейки 9 с пером 1 пропорционально осевому смещению щупа 8 по винтовой линии постоянного шага, которая записывается прибором в виде дуги окружности.
Значение коэффициента пропорциональности выбирается в зависимости от требуемого масштаба записи и обеспечивается передаточными отношениями цепей, связывающих рейку 9 с щупом 8 и осью 2. Увеличение масштаба записи в отличии от прибора по основному изобретению практически не влияет на компактность записи.
Компактность записи контролируемых сечений обеспечивается благодаря тому, что винтовые линии постоянного шага записываются приборами не в виде спиралей
Архимеда, а в виде окружностей.
При этом существенно упрощается построение проектного чертежа и расшифровка записей, сокращаются длина хода рейки и габариты опоры 12. Кроме того, за счет большого масштаба записи достигается по сравнению с прибором по основному изобретению повышение точности контроля основных геометрических параметров лопастей: шага, толщины, профиля, уклона образующей и оси их взаимного осевого положения.
Формула изобретения
Прибор для контроля лопастей, например лопастей гребных винтов по авт. св. № 397741, отличающийся тем, что, с целью обеспечения компактности записи результатов контроля и повышения точности контроля, он снабжен компенсирующим узлом перемещения рейки, выполненным в виде системы зубчатых колес, неподвижное из которых установлено на оси поворота траверсы, а подвижные связаны с рейкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 397741, кл. G 01 В 5/20, 1970 (прототип).
771457
24
Составитель Н. Матрохина
Редактор И. Шубина Техред К. Шуфрич Корректор М. Демчик
Заказ 6679/51 Тираж 801 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4