Тренажер радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и>771703 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(я)м, к„.з

G 09 8 19/26

А 61 В 5/16 (22) Заявлено 06. 12 ° 78 (21) 2693087/18-12 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 15,1080. Бюллетень 1 19 38 (53) УДК681.136. .54(088 ° 8) Дата опубликования описания 171080 (72) Авторы изобретения

Н. И. Кудряшов и А Ю. Чижов (71) Заявитель (54)ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ!

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использованоно для профессиональ ной подготовки радиотелеграфистов.

Известен тренажер радиотелеграфис- 5 тов, содержащий блок управления, один выход которого соединен через генератор функций Уолша с коммутатором, а его вход — с выходом узла обучающегося, который включает в себя счет- 1О чик правильных ответов, и звуковой раздражитель (1)

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа. 15

Целью изобретения является увеличение эффективности тренажа.

Цель достигается тем, что тренажер имеет дополнительный коммутатор, логическую схему ИЛИ, узел подключе- 2О ния коммутаторов, блок вьщеления правильных ответов, а узел обучающегося содержит блок индикации, при этом блок управления через последовательно соединенные узел подключения .ком- 25 мутаторов, коммутаторы и логическую схему HJlH coeöèíåí с звуковым раздражителем, один из выходов узла подключения коммутаторов через блок выделения правильных ответов соединены Зп

2 с узлом обучающегося, причем входы блока индикации соединены с выходом счетчика правильных ответов и одним иэ выходов блока управления, а одни иэ входов дополнительного коммутатора связаны также с выходами генератора Функций Уолша.

На чертеже приведена функциональная схема тренажера радиотелеграфистов.

Тренажер содержит блок 1 управления, генератор 2 функций Уолша(ГФУ), коммутатор 3, дополнительный коммутатор 4, логическую схему 5 ИЛИ, звуковой раздражитель 6, распределитель

7, блок 8 подключения коммутатора 3, распределитель 9, блок 10 подключения дополнительного коммутатора 4, блок 11 выделения правильных ответов, схему 12 ИЛИ, пульт 13 ответов, блок 14 совпадения, счетчик 15 правильных ответов и блок 16 индикации, который показывает число правильных ответов.

Коммутатор 3 генерирует функции в системе Уолша-Пзли и выполнен на схемах 17 — 17, И, дополнительный коммутатор 4 вйдает функции в системе Уолша-Адамара и выполнен на схемах 18 - 18„И ., где П - число функ771703 ций. Блок 8 подключения коммутатора 3 выполнен на схемах 39„ - 19аИ, блок

10 подключения дополнительного коммутатора 4 выполнен на схемах 20 -2 И, 4

Блок 11 выделения правильных отэетоЪ содержит схемы 21 — 21„И, Узел обучающегося содержит схему 12 ИЛИ, пульт 13 ответов, блок 14 сонпаде ния, счетчик 15 правильных отнетон и блок 16 индикации. Узел подключения коммутаторов имеет распределители 7 и 9, блок 8 подключения коммутатора

3, блок 10 подключения дополнительного коммутатора 4.

Тренажер работает следующим образом.

С помощью блока 1 управления устанавливают программу тренажа.В задачу испытуемого (обучаемого) входит опознавание среди предъявляемых ему звуковых образов функций в системе Уолша-Адамара ранее предъявленной ему И очередной (порядковой) функции н системе Уолша-Пзли. При включении блока 1, в соответствии с программой тренажа, запускается ГФУ 2, появляется импульс на 1-м выходе распределителя

7, а также с блока 1 управления подается разрешающий сигнал ча управляющий вход блока 8 подключения коммутатора 3. Импульс с 1-го выхода распределителя 7 через схему 19 И блока

8 поступает на управляющий вход схемы

17 И коммутатора 3 ° Через открытую схему 17 И и схему 5 ИЛИ поступают импульсы 1-й функции в системе УолшаПэли в звуковой раздражитель 6, с помощью которого испытуемому (обучаемому) предъявляется адекватный звуковой образ данной функции, Через некоторое время (например, 3, 5...с), определяемое программой тренажа, блок

1 управления снимает сигнал с управ- 4О ляющего входа блока 8 подключения . коммутатора 3. Затем через небольшую паузу (например, 5 с) блок 1 управления подает сигнал на управляющий вход блока 10 подключения дополнительного коммутатора 4. При этом импульс с

1-го выхода распределителя 9 через открытую схему 20 И поступает на управляющий вход схемы 18 И и открывает ее. Через открытую схему 18 И и схему 5 ИЛИ в звуковой раздражитель 6 поступает 1-я функция системы УолшаАдамара, где происходит преобразование ее в адекватный звуковой образ.

Эта функция звучит ограниченное время (например, 5,10с), определяемое программой тренажа. За это время испытуемый (обучаемый) должен установить соответствив между данным звуковым образом и ранее задаиньм аиу для опознания. Если образы разные, то он 60 никаких действий не производит.Если, по его мнению, образы одинаковы, то он нажимает кнопку на пульте 13 отввтон., При этси с кнопки поступает сигнал иа блок 14 совпадения, на дру- g$ гом входе которого сигнал появится только в том случае, если заданный и предъявленный для опознания образы действительно одинаковы. Последнее устанавливают с помощью блока 11, схемы И которого объединяют однотипные выходы распределителей 7 и 9. Если ответ испытуемого (обучаемого) правильный, то в счетчик 15 правильных ответов запишется единица. Если ответ неправильный, то блок 14 совпадения окажется закрытым и состояние счетчика не изменится. В этом случае сигналом с блока 1 управления распределитель 9 переводится в очередное состояние и испытуемому предьянляется следующая функция. Он вновь произведет ее сравнение с ранее заданной ему функцией. Если ответ его ошибочный или он не дал отнета, то ему предъявляется очередная функция системы Уолша-Адамара.

При правильном ответе с выхода блока 14 совпадения сигнал также,поступает на вход блока 1 управления.

По этому сигналу распределитель 9 устанавливается н исходное состояние, а распределитель 7 переводится в очередное состояние, при котором появляется импульс .на 2-м ныходе.

Одновременно снимается сигнал с управляющего входа бпока 10 подключения дополнительного коммутатора

4 и подается сигнал на управляющий нхад блока 8 подключения коммутатора

3. В дальнейшем операции повторяются до тех поп,пока испытуемому. не предьявляется и функций, где и =8 или 16 °

Затем по команде с блока 1 управления к счетчику 15 правильных ответов подключается блок 16 индикации, отображающий число правильных отнетон, а следовательно и качество тренажа.

Формула изобретения

Тренажер радиотелеграфистов, содержащий блок управления, один выход которого соединен через генератор функций уолша с коммутатором, а его вход — с выходом узла обучающегося1 который включает Н себя счетчик правильных ответов, и звуковой раздражитель, отличающийся тем, что, с целью увеличения эффективности тренажа, он имеет дополнительный коммутатор, логическую схему ИЛИ, узел подключения коммутаторов, блок выделения правильных ответов, а узел обучающегося содержит блок индикации, при этом блок управления через последовательно соединенные узел подключения коммутаторов, коммутаторы и логическую схему ИЛИ соединен с звуковым раздражителем, одни из выходов . узла подключения коммутаторов через блок выделения правильных ответов

771703

Составитель С. Алексанов о Тех е C.Èèróíoâ Ко ректо

65 Подписное

ЦНИИПИ государственного комитета СССР зоб етений и открытий

Ше кма по делам и р

113035 Москва Ж 35 Раушская наб. д. 4 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, соединены с узлом обучающегося, причем входы блока индикации соединены с выходом счетчика правильных ответов и одним из выходов блока управ. ления, а одни иэ входов дололнительного коммутатора связаны также с выходами генератора функций Уолша.

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе

1. Авторское свидетельство по заявке М 2577226/28-12, кл. Я 09 В 9/00, A 61 В 5/16, 1978.