Тренажер радиотелеграфистов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
<и>771703 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(я)м, к„.з
G 09 8 19/26
А 61 В 5/16 (22) Заявлено 06. 12 ° 78 (21) 2693087/18-12 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15,1080. Бюллетень 1 19 38 (53) УДК681.136. .54(088 ° 8) Дата опубликования описания 171080 (72) Авторы изобретения
Н. И. Кудряшов и А Ю. Чижов (71) Заявитель (54)ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ!
Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использованоно для профессиональ ной подготовки радиотелеграфистов.
Известен тренажер радиотелеграфис- 5 тов, содержащий блок управления, один выход которого соединен через генератор функций Уолша с коммутатором, а его вход — с выходом узла обучающегося, который включает в себя счет- 1О чик правильных ответов, и звуковой раздражитель (1)
Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа. 15
Целью изобретения является увеличение эффективности тренажа.
Цель достигается тем, что тренажер имеет дополнительный коммутатор, логическую схему ИЛИ, узел подключе- 2О ния коммутаторов, блок вьщеления правильных ответов, а узел обучающегося содержит блок индикации, при этом блок управления через последовательно соединенные узел подключения .ком- 25 мутаторов, коммутаторы и логическую схему HJlH coeöèíåí с звуковым раздражителем, один из выходов узла подключения коммутаторов через блок выделения правильных ответов соединены Зп
2 с узлом обучающегося, причем входы блока индикации соединены с выходом счетчика правильных ответов и одним иэ выходов блока управления, а одни иэ входов дополнительного коммутатора связаны также с выходами генератора Функций Уолша.
На чертеже приведена функциональная схема тренажера радиотелеграфистов.
Тренажер содержит блок 1 управления, генератор 2 функций Уолша(ГФУ), коммутатор 3, дополнительный коммутатор 4, логическую схему 5 ИЛИ, звуковой раздражитель 6, распределитель
7, блок 8 подключения коммутатора 3, распределитель 9, блок 10 подключения дополнительного коммутатора 4, блок 11 выделения правильных ответов, схему 12 ИЛИ, пульт 13 ответов, блок 14 совпадения, счетчик 15 правильных ответов и блок 16 индикации, который показывает число правильных ответов.
Коммутатор 3 генерирует функции в системе Уолша-Пзли и выполнен на схемах 17 — 17, И, дополнительный коммутатор 4 вйдает функции в системе Уолша-Адамара и выполнен на схемах 18 - 18„И ., где П - число функ771703 ций. Блок 8 подключения коммутатора 3 выполнен на схемах 39„ - 19аИ, блок
10 подключения дополнительного коммутатора 4 выполнен на схемах 20 -2 И, 4
Блок 11 выделения правильных отэетоЪ содержит схемы 21 — 21„И, Узел обучающегося содержит схему 12 ИЛИ, пульт 13 ответов, блок 14 сонпаде ния, счетчик 15 правильных отнетон и блок 16 индикации. Узел подключения коммутаторов имеет распределители 7 и 9, блок 8 подключения коммутатора
3, блок 10 подключения дополнительного коммутатора 4.
Тренажер работает следующим образом.
С помощью блока 1 управления устанавливают программу тренажа.В задачу испытуемого (обучаемого) входит опознавание среди предъявляемых ему звуковых образов функций в системе Уолша-Адамара ранее предъявленной ему И очередной (порядковой) функции н системе Уолша-Пзли. При включении блока 1, в соответствии с программой тренажа, запускается ГФУ 2, появляется импульс на 1-м выходе распределителя
7, а также с блока 1 управления подается разрешающий сигнал ча управляющий вход блока 8 подключения коммутатора 3. Импульс с 1-го выхода распределителя 7 через схему 19 И блока
8 поступает на управляющий вход схемы
17 И коммутатора 3 ° Через открытую схему 17 И и схему 5 ИЛИ поступают импульсы 1-й функции в системе УолшаПэли в звуковой раздражитель 6, с помощью которого испытуемому (обучаемому) предъявляется адекватный звуковой образ данной функции, Через некоторое время (например, 3, 5...с), определяемое программой тренажа, блок
1 управления снимает сигнал с управ- 4О ляющего входа блока 8 подключения . коммутатора 3. Затем через небольшую паузу (например, 5 с) блок 1 управления подает сигнал на управляющий вход блока 10 подключения дополнительного коммутатора 4. При этом импульс с
1-го выхода распределителя 9 через открытую схему 20 И поступает на управляющий вход схемы 18 И и открывает ее. Через открытую схему 18 И и схему 5 ИЛИ в звуковой раздражитель 6 поступает 1-я функция системы УолшаАдамара, где происходит преобразование ее в адекватный звуковой образ.
Эта функция звучит ограниченное время (например, 5,10с), определяемое программой тренажа. За это время испытуемый (обучаемый) должен установить соответствив между данным звуковым образом и ранее задаиньм аиу для опознания. Если образы разные, то он 60 никаких действий не производит.Если, по его мнению, образы одинаковы, то он нажимает кнопку на пульте 13 отввтон., При этси с кнопки поступает сигнал иа блок 14 совпадения, на дру- g$ гом входе которого сигнал появится только в том случае, если заданный и предъявленный для опознания образы действительно одинаковы. Последнее устанавливают с помощью блока 11, схемы И которого объединяют однотипные выходы распределителей 7 и 9. Если ответ испытуемого (обучаемого) правильный, то в счетчик 15 правильных ответов запишется единица. Если ответ неправильный, то блок 14 совпадения окажется закрытым и состояние счетчика не изменится. В этом случае сигналом с блока 1 управления распределитель 9 переводится в очередное состояние и испытуемому предьянляется следующая функция. Он вновь произведет ее сравнение с ранее заданной ему функцией. Если ответ его ошибочный или он не дал отнета, то ему предъявляется очередная функция системы Уолша-Адамара.
При правильном ответе с выхода блока 14 совпадения сигнал также,поступает на вход блока 1 управления.
По этому сигналу распределитель 9 устанавливается н исходное состояние, а распределитель 7 переводится в очередное состояние, при котором появляется импульс .на 2-м ныходе.
Одновременно снимается сигнал с управляющего входа бпока 10 подключения дополнительного коммутатора
4 и подается сигнал на управляющий нхад блока 8 подключения коммутатора
3. В дальнейшем операции повторяются до тех поп,пока испытуемому. не предьявляется и функций, где и =8 или 16 °
Затем по команде с блока 1 управления к счетчику 15 правильных ответов подключается блок 16 индикации, отображающий число правильных отнетон, а следовательно и качество тренажа.
Формула изобретения
Тренажер радиотелеграфистов, содержащий блок управления, один выход которого соединен через генератор функций уолша с коммутатором, а его вход — с выходом узла обучающегося1 который включает Н себя счетчик правильных ответов, и звуковой раздражитель, отличающийся тем, что, с целью увеличения эффективности тренажа, он имеет дополнительный коммутатор, логическую схему ИЛИ, узел подключения коммутаторов, блок выделения правильных ответов, а узел обучающегося содержит блок индикации, при этом блок управления через последовательно соединенные узел подключения коммутаторов, коммутаторы и логическую схему ИЛИ соединен с звуковым раздражителем, одни из выходов . узла подключения коммутаторов через блок выделения правильных ответов
771703
Составитель С. Алексанов о Тех е C.Èèróíoâ Ко ректо
65 Подписное
ЦНИИПИ государственного комитета СССР зоб етений и открытий
Ше кма по делам и р
113035 Москва Ж 35 Раушская наб. д. 4 5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, соединены с узлом обучающегося, причем входы блока индикации соединены с выходом счетчика правильных ответов и одним из выходов блока управ. ления, а одни иэ входов дололнительного коммутатора связаны также с выходами генератора функций Уолша.
Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе
1. Авторское свидетельство по заявке М 2577226/28-12, кл. Я 09 В 9/00, A 61 В 5/16, 1978.