Рабочее колесо осевой турбомашины для экспериментальных исследований
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик ол771708
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02. 11. 78 (21) 2681118/28-06 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет
Опубликовано 151080. Бюллетень Йо 38
Дата опубликования описания 1810Р0 (51)М. Кл.З
G 09 В 25/02
F 01 D 7/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 515-533 ° 6.071.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.Д.Шилов, Е.В.Тарандо и С.A.Èåøêîâ
Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (71) Заявитель
154 ) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОИАШИНЫ
ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1О
Изобретение относится к области машиностроения и преимущественно может быть использовано при аэродинамических исследованиях рабочих колес осевых турбомашин °
Известно рабочее колесо осевой турбомашины для экспериментальных исследований, являющееся наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению, содержащее рабочис лопатки, хвостовики которых установлены посредством закладных элементов в разъемном ободе диска 11).
При экспериментальных исследованиях такого рабочего колеса можно каждую лопатку перемещать по окружности, менять шаг лопаток за счет перестановки закладных элементов; 20
Однако лопатки этих колес имеют всегда радиальное расположение осей, что не дает воэможности исследовать влияние на аэродинамические характеристики отклонение оси лопаток от ра- 25 диального положения в осевом и радиальном направлениях.
Целью данного изобретения является расширение экспериментальных возможностей колеса. 30
Указанная цель достигается тем, что закладные элементы выполнены в виде вкладыша и расположенных в нем один внутри другого с возможностью относительного поворота цилиндров с взаимно перпендикулярными осями, и хвостовик каждой лопатки расположен во внутреннем цилиндре, а наружный цилиндр имеет воэможность поворота относительно вклодьхаа, при этом цилиндры могут быть выполнены разъемными, а ось лопатки расположена в плоскости разъема цилиндров.
На фиг.1 изображен продольный разрез рабочего колеса; на фнг.2 — поперечный разрез рабочего колеса.
Рабочее колесо осевой турбомашины для экспериментальных исследований содержит рабочие лопатки 1, хвостовики 2 которых установлены посредством закладных элементов в разъемном ободе 3 диска 4, и закладные элементы выполнены в виде вкладыша 5 и расположенных в нем один внутри другого с возможностью относительного поворота цилиндров 6,7 с взаимно-перпендикулярными осями, и хвостовик 2 каждой лопатки 1 расположен во внутреннем цилиндре 6, а наружный цилиндр 7 имеет возможность поворота относи771708
1О
Рог i
3 тельно вкладыш;. 5, при этом цилиндры
6,7 могут быть выполнены разъемными, а ось 8 лопатки 1 расположена в плоскости разъема цилиндрд 6,7. Вкладыши 5 рабочих лопаток ". отделены друг от друга проставками 9 и прокладками
10. Разъемиый обод 3 стянут болтами
11, а хвостовик 2 лопатки 1 дополнительно зафиксирован в ободе 3 диска
4 винтами 12.
Для изменения угла установки, осевого или радиального наклона лопаток
1 достаточно ослабить болты 11 и винты 12 и повернуть вкладыш 5 и цилиндры 6,7. Разношаговость лопаток 1 достигается за счет перестановки прокладок 10 и смещения вкладыша 5 ,по окружности колеса.
Данная конструкция колеса обеспечивает лопатке четыре степени свободы, что позволяет на одном,рабо.чем колесе проводить широкий круг исследований, связанных с выяснением влияния на характеристики ступени турбомашины нескольких факторов — осевых и радиальных наклонов, раношаговости лопаток и углов их установки.
Формула изобретения
1.Рабочее колесо осевой турбомашины для экспериментальных исследонаний, содержащее рабочие лопатки, хвостовики которых установлены посредством закладных элементов в разъемном ободе диска, о т л ич а ю щ е е с -я тем, что, с целью расширения экспериментальных воэможностей колеса, закладные элемейты выполнены в виде вкладыша и рас® положенных в .нем один внутри другого с воэможностью относительного поворота цилиндров с взаимно перпендикулярными осями, и хвостовик каждой лопатки расположен во внут15 реннем цилиндре, а наружный цилиндр имеет возможность поворота относительно вкладыша.
2.Колесо по п.1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что цилиндры выполщ нены разъемными.
З.Колесо по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что ось лопатки расположена в плоскости разъема цилиндров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент ФРГ М 1963922, кл. 14е 5/30, опублик. 1973.
ВНИИПИ Заказ 6703/63
Тираж 465 Подписное
Филаил ППП "Патент", r.Óæãîðoä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4