Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Республнк (ti) 7718О4

Ж с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.03.78 (21) 2595685/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з

Н 02 К 1/32

Гоеударотвеииый комитет

СССР (53) УДК 621.313. . 713 (088.8) Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 25.10.80 по делам изобретений и открытий

В. А. Макагон, Л. А. Збарский, А. Т. Токаренко и Н. А. Куцын (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для охлаждения магнитопровода ротора электрической машины.

Известен ротор электрической машины с радиальными вентиляционными каналами, разделяющими его сердечник на пакеты, с аксиальными каналами в пакетах (i) . В данной конструкции аксиальные каналы смежных пакетов расположены, на одной оси. Теплоотдача с поверхностей аксиальных каналов известного магнитопровода ротора недостаточно эффективна, поскольку при прохождении хладагента в осевом направлении коэффициент теплоотдачи вдоль длины аксиальных каналов резко снижается.

Так, проходя по каналу, хладагент нагревается, кроме того, начиная со стороны входа в канал, падает расходная скорость движения хладагента.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ротор электрической машины, содержащий стержни обмотки и шихтованный сердечник, имеющий аксиальные вентиляционные каналы, расположенные в смежных пакетах со смещением в тангенциальном направлении (2j.

Однако данная конструкция не обеспечивает турбулизации потока хладагента.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения магнитопровода ротора электрических машин.

Для достижения поставленной цели сердечник выполнен в виде отдельных пакетов, в которых расположены упомянутые каналы, и последние в пакетах через один имеют общую ось.При этом в каждом листе пакетов ротора выполнен дополнительный шпоноч10 ный паз, а количество аксиальных вентиляционных каналов кратно количеству пазов.

Благодаря смещению смежных пакетов друг относительно друга в тангенциальном направлении повышается степень турбулиза15 ции потоков хладагента за счет тангенциального обтекания поверхностей магнитопровода с многократными «зигзагообразными» поворотами. В этом случае интенсифицируется образование дополнительных вихреи, что вызывает повышение турбулизации потоков хладагента, набегающих на торцовые поверхности пакетов, размещенных напротив аксиальных вентиляционных каналов.

Естественно, что в этом случае коэффициент теплоотдачи повышается.

771804

На фиг. 1 показан предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А; на фиг. 3 — разрез Б — Б по центральным осям смещенных в тангенциальном направлении вентиляционных каналов; на фиг. 4 — один из пакетов, поперечный разрез;на фиг. 5 — пакет, смежный с пакетом, показанным на фиг. 4, поперечный разрез.

Прерывистыми стрелками показано движение хладагента по аксиальным вентиляционным каналам магнитопровода ротора электрической машины.

Ротор состоит из шихтованных пакетов

1, смонтированных на валу 2 и закрепленных от тангенциального перемещения при помощи шпонки 3, например, призматической, врезаемой в вал 2. Пакеты 1 разделены радиальными вентиляционными каналами 4, образованными дистанционными распорками 5, выполненными, например, в виде хомутиков, охватывающих стержни ротора.

Аксиальные вентиляционные каналы 6 в поочередно установленных на валу 2 пакетах 1 магнитопровода смещены друг относительно друга в тангенциальном направлении и закреплены на валу 2 с помощью одного из двух шпоночных пазов 7 или 8, выполненных в центральном отверстии листов пакетов магнитопровода ротора.

Ротор электрической машины собирается следующим образом.

На вал 2 шихтуются в пакет 1 листы ротора шпоночным пазом 7 на шпонку 3, а затем, после установки дистанционных распорок 5, шихтуются листы ротора в последующий пакет дополнительным шпоночным пазом 8 на ту же шпонку 3 и так далее.

Для совпадения пазов магнитопровода ротора количество аксиальных вентиляционных каналов должно быть кратным количеству пазов.

Таким образом, при вращении мотора электрической машины система <зигзагообразных» аксиальных вентиляционных каналов обеспечивает наряду с осевым движением хладагента его тангенциальное движение, чем достигается повышенная турбулентность аксиального потока хладагента и более интенсивное омывание торцовых поверхсо ностей пакетов магнитопровода ротора.

Такая конструкция магнитопровода ротора обеспечивает интенсификацию различных систем охлаждения электрических машин, а именно: согласной радиа. ной, аксиально-радиальной и встречной радиальной.

Формула изобретения

Ротор электрической машины, содержащий стержни обмотки и шихтованный сердечник, имеющий вентиляционные каналы, расположенные в смежных элементах со смещением в тангенциальном направлении, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, сердечник выполнен в виде отдельных пакетов, в которых расположены упомянутые каналы, и последние в пакетах через один имеют общую ось.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Яковенко В. Я. Взрывозащищенные асинхронные двигатели. М., 1977, с. 215.

2. Патент ПНР № 58813, кл. 21 d 55/01, 1961.

771804

4 // у

Г- I

Ф Г. Х

Составитель Л. Карцева

Редактор Т. Лошкарева Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетняк

Заказ 6713/68 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4