Способ ремонта термореактивной изоляции

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. .;к.;.:

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик,щ 771813

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.04.78 (21) 2609415/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

Н 02 К 15/12

Гооудлрстввнный комитет

СССР (53) УДК 621.315 (088.8) Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 25.10.80 ао делам изобретений н открытий

В. Ю. Аврух, В. Б. Бунер, Е. X. Глидер, А. Д. Дунаевский и И. Б. Ковшиков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕМОНТА ТЕРМОРЕАКТИВНОЛ

ИЗОЛЯЦИИ

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается ремонта термореактивной изоляции обмоток статоров.

Предлагаемый способ может быть использован при ремонте изоляции лобовых частей стержней и катушек обмоток статоров турбогенераторов, гидрогенераторов и других высоковольтных электрических машин без выема ремонтируемых стержней или катушек из статора.

Известен способ ремонта обмотки статора электрических машин, когда пробитые или имеющие местные механические повреждения стержни или катушки извлекают из обмотки и заменяют новыми, даже если повреждения расположены вне пазовой части обмотки (1) .

Однако такой способ имеет большую трудоемкость, при нем высоки затраты на новые стержни, возможно снижение надежности эксплуатации отремонтированной обмотки из-за неизбежных при выемке и повторной укладке деформаций непробитых стержней.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ, при котором в месте повреждения выполняется местная разделка изоляции в форме, близкой к конусу, обращенному вершиной к проводнику. Местная разделка затем промазывается термореактивным компаундом, заполняется листовым слюдосодержащим изоляционным материалом с промазкой слоев термореактивным компаундом (2).

Недостатком известного способа ремонта является его низкая надежность, особенно если место повреждения расположено в лобовой части обмотки вблизи от сердечника статора. Такие повреждения изоляции возникают при втягивании посторонних г1редметов в зазор из зоны лобовых частей, нарушениях целостности обмоток полюсов или демпферных обмоток явнополюсных роторов, беличьих клеток асинхронных двигателей.

При этом повреждения обычно расположены на гранях стержней, обращенных в сторону ротора, и бывают весьма многочисленны.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности ремонта мест повреждений стержней вблизи сердечника статора.

771813

Указанная цель достигается тем, что извлекают из паза клин, заполнение местной разделки выполняют слюдосодержащим компаундом, дополнительно устанавливают поверх заполненной разделки промазанный изнутри ком аундом изоляционный короб, имеющий в аксиальном направлении выступ, который вводят в паз, а боковые стороны короба, охватывающие стержень, размещают в зазорах между стержнями, затем устанавливают клин, зажимая при этом выступ, после чего производят термообработку отремонтированного места. За счет установки изоляционного короба, закрепления его выступа под концевым клином обмотки статора, а боковых сторон — в зазорах между стержнями обмотки, появляется возможность произвести надежное изолирование повреждений стержней вблизи сердечника статора.

На фиг. 1 изображен продольный разрез стержня обмотки в месте повреждения с выполненной установкой изоляционного короба согласно предлагаемому способу; на фиг. 2 — поперечный разрез Л вЂ” Л фиг. 1; на фиг. 3 — изоляционный короб, общий вид.

В соответствии с предлагаемым способом вместе повреждения изоляции 1 стержня обмотки 2 выполняют местную разделку 3 в виде конуса, обращенного верил ной к токоведущей части 4 стержня обмотки 2. Эта местная разделка 3 по объему незначительно превышает объем механического повреждения. Концевой клин 5, крепящий обмотку 2 в пазу 6 статора 7, и прокладку под ним извлекают из паза 6. Стенки местной разделки 3 промазывают термореактивным компаундом 8 низкой вязкости, например, эпоксидным. Слюдонаполненным компани" дом 9, обладающим высокой вязкостью, заполняют полностью местную разделку 3 и наносят его в небольшом количестве поверх разделки. Поверх нее устанавливают короб

10, выполненный из изоляционного материала, предварительно промазанный изнутри компаундом 8 низкой вязкости. Короб 10 (фиг. 3) выполнен цельным, прессованным из изоляционного материала, например стеклотекстолита или стеклослюдинита, и имеет с одной стороны в аксиальном направлении выступ 11, длина которого может быть равна или меньше длины концевого клина 5 обмотки 2 статора 7: Боковые стороны 12 короба 10 могут иметь небольшой уклон внутрь, чтобы обеспечить плотное надевание его на стержень. Размеры боковых сторон !

2 короба 10 определяются величиной пробивного промежутка для испытательного напряжения ремонтируемой обмотки. Лксиальный выступ 1 короба 0 вводят в паз 6

»а место прокладки, а боковые стороны 12 короба 10 вводят в зазоры между боковыми поверхностями изоляции 1 стержней обмотки 2 и нажимными пальцами 13 сердечника статора 7 и осаживают до плотной посадки на изоляцию стержня.

При этом компаунд 9, нанесенный поверх разделки, раздавливается и заполняет возможные зазоры между поверхностью изоляции 1 стержня обмотки 2 и изоляционного короба 10 в области местной разделки 3.

После этого вновь устанавливают концевой клин 5 обмотки 2 и производят термообработку отремонтированного места. Режим термообработки определяется объемом ремонта и видом компаунда, однако, чтобы исключить возможность повреждения «здоровой» изоляции, температура выбирается в пределах от 20 С до 80 С.

Использование предлагаемого способа ремонта изоляции обмотки статора высоковольтной электрической машины обеспечивает по сравнению с существующими способами возможность ремонта повреждений изоляции вблизи сердечника статора, сокращение сроков ремонта.

Формула изобретения

Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей, расположенных в пазах сердечника статора и закрепленных посредством клиньев стержней статора высоковольтной электрической машины, включаюгций выполнение местной разделки места повреждения изоляции, заполнение местной разделки слюдосодержащим материалом и термообработку отремонтированного места, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности ремонта мест повреждений стержней вблизи сердечника статора, извлекают из паза клин, заполнение местной разделки выполняют слюдосодержащнм компаундом, дополнительно устанавливают поверх заполненной разделки промазанный изнутри компаундом изоляционный короб, имеющий в аксиальном направлении выступ, который вводят в паз, а боковые стороны короба, охватывающие стержень, размещают в зазорах между стержнями, затем устанавливают клин, зажимая при этом выступ, после чего производят термообработку.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. «Энергетик» № 1, 977, с. 29 — 30, 2. Технологическая инструкция И0-3-74.

Восстановление изоляции «Монолит †» полюсных катушек тяговых двигателей при ее повреждении. Новочеркасский электровозостроительный завод, !974.

771813

Составитель П. Забуга

Редактор Т. Лошкарева Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова

Заказ 6713 68 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д., 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4