Тиристорный формирователь управляющих импульсов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<»771855

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2%1278 (21) 2704622/18-21 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 151030.Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 15.1080

РЦМ. Кл.з

Н 03 К 3/335

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УД,К б 21. 3-У4 (088.8) И.Б. Виннер, В.Н. Калитин, Э.Э. Приб, С.Я. Саутов и В.И. Шуцкий (72) Авторы изобретения

Подмосковный научно-исследовательский и проектноконструкторский угольный институт (71) Заявитель (54) ТИРИСТОРНЫЙ

ИМПУЛЬСОВ

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в шахтах и рудниках с электровозной откаткой.

Известны тиристорные формировате- 5 ли импульсов (1), содержащие силовой тиристор (мощный ключ), коммутируемый параллельной емкостью, вспомогательный тиристор, цепи управления и гашения. 10

Схема таких формирователей импульсов при применении их в качестве защиты участков шахтной контактной сети не предусматривает достаточной связи цепей управления и гаше- 15 ния с технологическим процессом, т.е, такой связи, которая давала бы возможность производить защиту и автоматическое повторное включение не только по величине тока и сопротивлению 20 утечки, но и при отключении (выезде) электровоза снимать напряжение на участке контактного провода, представляющего потенциально опасную зону ° 25

Наиболее близким к изобретению по своей сущности является тиристорный формирователь (2l, который содержит силовой тиристор, включенный последовательно с нагрузкой и индуктив- 30

2 костью, коммутирующий (вспомогательный) тнристор и цепи гашения и управления с улучшенными параметрами за счет включения обмотки трансформатора тока последовательно вспомогательному тиристору в цепи генератора управляющих импульсов.

Данному выключателю присущи все вышеперечисленные недостатки, и„кроме того, его работоспособность в шахтной контактной сети недостаточно надежна.

Целью изобретения является увеличение надежности и повышение безопас-ности работы на участках шахтной кон-. тактной сети.

Цель достигается тем, что в тиристорный формирователь управляющих импульсов, содержащий датчики тока, напряжения, утечек тока и обнаружения электровоза, а также включенные между контактной сетью и контролируе" мой сетью силовой тиристор и вспомогательный тиристор, последовательно с которым включен конденсатор, введены трехвходовый элемент И, два двухвходовых элемента И, три элемента НЕ, элемент ИЛИ, три элемента сравнения и два элемента задержки.

Причем вход управления силового ти771855 ристора подключен к выходу трехвходового элемента И, к которому на первый вход подключен выход первого двухвходового элемента И, первый вход которого через первый элемент сравнения подключен к датчику обнаруже ния электровоза, а второй вход соединен через последовательно включенные первый элемент HE и второй элемент сравнения с датчиком утечки тока, второй вход трехвходового элемента И связан через второй элемент НЕ с датчиком напряжения, а третий вход трехвходового элемента И подключен через последовательно соединенные третий элемент HE и первый элемент задержки к датчику тока, вход управления вспомогательного тиристора подключен к выходу элемента ИЛИ, на первый вход которого через второй элемент задержки подключен выход второго днухвходового элемента И, первый вход последнего соединен с датчиком напряжения, а второй вход через последовательно соединенные третий элемент НЕ и первый элемент задержки подключен к выходу датчика тока, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ через третий элемент сраннения.

На чертеже представлена блок-схема тиристорного формирователя управляющих импульсов.

Подключенное от магистрали 1 ответвление 2 контактной сети разорва;но и в его разрыв включен силовой тиристор 3 автомата. На управляющий электрод силового тиристора подан выход трехнходоного элемента И 4.

На первый его вход включен выход первого днухвходоного элемента И 5,первый вход которого через первый элемент сравнения 6 запитан от датчика

7 обнаружения электровоза, а второй вход через первый элемент НЕ 8.и второй элемент сравнения 9 соединен с датчиком утечек тока 10. Сигнал через второй элемент HE 11 от датчика напряжения 12 подан на второй вход элемента И 4, а на третий его вход через третий элемент HE 13 и первый элемент задержки 14 подан сигнал от датчика тока 15, который через третий элемент НЕ 13 и второй элемент задержки 14 одновременно соединен с первым входом второго двухнходового элемента И 16, второй его вход запитан от датчика напряжения 12. Питаясь от выхода элемента И 16, второй элемент .задержки 17 с вторым элементом сравнения 18 пода.от независимо друг от друга сигналы управления на вспомогательный тиристор 19 через элемент

ИЛИ 20 для разряда конденсатора 21.

Нагрузкой тиристорного формирователя являются контролируемая сеть 22,электровоз 23, светофорная сигнализация

24 и сопротивление утечки 25.

Сигнал на управляющий электрод силового тиристора 3 подается только тогда, когда в зоне контроля сети 22 есть электровоз 23 или светоФорная сигнализация 24, при атом датчик 7 электровоза через элемент сравнения б подает сигнал на первый вход элемента И 5; когда н зоне контроля сети 22 сопротивление утечки 25 не меньше нормы, а датчик утечек тока 10 через элемент сравнения 9 не выдает 0 сигнал на элемент НЕ 8, что приводит к срабатыванию элемента И 5; когда в зоне контроля сети 22 нет напряжения тяговой подстанции: датчик 12 сигнала не выдает, а элемент HE 11

t5 выдает инверсный сигнал на второй вход элемента И 4; когда в зоне контроля нет нагрузки: датчик тока. 15 не выдает сигнала, а от элемента НЕ

13 поступает сигнал на третий вход щ элемента И 4.

Если перечисленные выше условия совпадают, то силовой тиристор 3 открывается и в ответвлении 22 появляется напряжение, а элемент И 4 отключает питание с управляющего электрода. Когда нагрузка в сети значительно ниже электровозной, например светофоры, совпадают сигналы от датчика напряжения 12 и элемента НЕ 13 на оба входа элемента И 16, выходной

ЗО сигнал которого с задержкой на элементе 17 через элемент ИЛИ 20 подается на управляющий электрод вспомогательного. тиристора 19. Конденсатор

21 разряжается и гасит силовой тирис35 тор 3. На входах элемента И 4 снова появляются нсе сигналы с задержкой на элементе 14 и нновь открывается силовой тиристор 3. Таким образом, на светофорах будет мигающий свет, g0 который прекращает мигание, когда тронется электровоз. Если во время работы электровоза происходит короткое замыкание, датчик тока 15 через элемент сравнения 18 и элемент ИЛИ

20 подает сигнал управления на управляющий электрод тиристора 19, через который разряжается конденсатор 21 и гасит силовой тиристор 3. Дальнейшее включение происходит при ныполне50 нии перечисленных выше условий.

При выезде электровоза из ответвления в магистраль напряжение в зоне контроля снимается, так как наличие напряжения и отсутствие нагрузки в сети создают условия совпадения входных сигналов на элементе И 16, от которого выходной сигнал через элемент задержки 17 и элемент ИЛИ 20 подается на управление вспомогательным тирис60 тором 19. Конденсатор 21 разряжается и гасит силовой тиристор 3. Дальнейшего включения не происходит, так как не выдает сигнала датчик 7 вследствие "отсутствия электровоза и отключен65 ной светофорной сигнализации.

771855

Формула изобретения

Составитель Л. Колосков

Редактор Т. Юрчикова Техред Н.Бабурка . Корректор A= Гр:;ценко

Заказ 6716/70 Тираж 995 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.р д ° 4/5

Филиал IIIIII "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тиристорный формирователь управляющих импульсов, содержащий датчики тока, напряжения, утечек тока и обнаружения электровоза, а также включенные между контактной сетью и контролируемой сетью силовой тиристор и вспомогательный тиристор, последовательно,с которым включен конденсатор, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и повышения безопасности работы на участках шахтной контактной сети, в него введены трехвходовый элемент

И, два двухвходовых элемента И, три элемента НЕ, элемент ИЛИ, три элемента сравнения и два элемента задержки, причем вход управления силового тиристора подключен к выходу трехвходового элемента И, к которому на первый вход подключен выход первого двухвходового элемента И,первый вход которого через первый элемент сравнения подключен к датчику обнаружения электровоза, а второй вход соединен через последовательно включенные первый элемент НЕ и второй элемент сравнения с датчиком утечки тока, второй вход трехвходового элемента И связан через второй элемент НЕ с датчиком напряжения, а третий вход трехвходового элемента

И подключен через последовательк: соединенные третий элемент вый элемент задержки к датчику тока, вход управления вспомога".ельного тиристора подключен к выходу элемента

ИЛИ, на первый вход которого через второй элемент задержки подключен выход второго двухвходового элемента

И, пегвый вход которого соединен с датчиком напряжения и второй вход через последовательно соединенные тре35 тий элемент НЕ и первый элемент задержки подключен к выходу датчика тока, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ через третий элемент сравнения.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тиристоры (Технический справочник) . Под ред. В.. А. Лабунцова.И., "Энергия", 1971, с. 191.

2. Авторское свидетельство СССР

9 502499, кл. Н 03 К 17/56, 1972.