Судовая дизель-редукторная установка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
On ИЕАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii>772918
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02. 11. 78(21) 2680556/27-11 с присоединением заявки Но (23) Приоритет
Опубликовано 231080 Бюллетень йо 39
Дата опубликования описания 241080 (5 )М. К .
В 63 Н 23/12
В 63 Н 23/24
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 6 2 9 . 12-8(088.8) (72) Авторы изобретения
Е. П. Руденко, В. М. Артеменко, Р. П. Шидловский и Л. P. Федоров (7t} Заявитель (54) СУДОВАЯ ДИЭЕЛЬ-РЕДУКТОРНАЯ УСТАНОВКА
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым дизельредукторным установкам.
Известна судовая дизель-редукторная установка, содержащая главный ди- 5 зель, связанный с гребным валом посредством разобщительных муфт, реверсредуктора, имеющего ведущие и ведомые шестерни переднего и заднего хода, планетарного дифференциального меха- 10 низма, имеющего водило, эпицикл и солнечную шестерню, и синхронный вылогенератор, подключенный к регулирующей электрической машине, кинематически связанной с солнечной шестерней (1J .
Недостатком этой установки являются ограниченный диапазон изменения частоты вращения винта фиксированного шага при .его обратном направлении вращения (весь диапазон составляет 2п ориентировочно от +100% до .-60%) и, как следствие, ухудшение маневренных качеств судна в целом и усложнение конструкции установки.
Цель изобретения — упрощение кон- 35 струкции установки.
Поставленная цель достигается тем, что реверс-редуктОр установлен на валу главного дизеля, а планетарный дифференциальный механизм установлен на гребном валу. Кроме того, ведущие шестерни переднего и заднего хода реверс-редуктора связаны с валом главного дизеля посредством разобщительных .муфт, установленных на валу главного дизеля, а эпицикл планетарного дифференциального механизма закреплен на гребном валу, при этом ведомые шестерни реверс-редуктора жестко закреплены на водиле.
На фиг. 1 изображена схема судовой дизель-редукторной установки. на фиг. 2 — график скоростей звеньев.
Дизель-редукторная установка содержит главный судовой дизель 1, соединенный со свободным концом вала дизеля синхронный валогенератор 2, редуктор 3, гребной вал 4, регулирующую электрическую машину 5, кинематически связанную с редуктором 3 через зубчатую передачу 6. B состав редуктора 3 входит дифференциальный механизм, содержащий эпицикл 7, закрепленный на гребном валу 4, водило 8, сателлиты 9 и солнечную шестерню 10. Последняя через зубчатую передачу 6 постоянно соединена с машиной 5 и через разобщительную (блокирующую) муфту можс:T соединяться с водилом 8. Кроме того, в со772918
60 став редуктора 3 входит реверс-редуктор, передача переднего хода которого имеет ведущую шестерню 11, соединяемую через разобщительную муфту 12 с валом главного дизеля 1, а
Передача заднего хода с параэитным зубчатым колесом имеет ведущую шестерню 13, соединяемую через раэобщительную муфту 14 с валом главного дизеля 1. Ведомые шестерни 15 и 16 реверс-редуктора жестко закреплены на водиле 8. Водило 8 и солнечная шестерня 10 дифференциального механизма могут соединяться друг с другом через блокирующую муфту 17. Синхронный валогенератор 2 через автомат 18 и регулирующая электрическая машина 5 через преобразователь 19 и автомат 20 соединены с шинами 21 судовой электростанции. В рабочих режимах частота вращения вала 4 изменяется в полном диапазоне при неизменной частоте вращения главного дизеля
1 и,следовательно, при неизменной частоте напряжения на клеммах валогенератора 2 и шинах 21 судовой электростанции.
В однопоточном режиме, соответствующем диапазону изменения частоты вращения вала 4 ориентировочно в пределах
-0,6 ь n4 (0,6 от номинальной частоты вращения (см. фиг. 2), привод вала осуществляется машиной 5 через преобразователь 19 от шин 21 судовой электростанции. В этом режиме муфты 12 и 14 отключены (механическая связь с дизелем 1 отсутствует), а муфта 17 включена (планетарный дифференциальный механизм блокирован).
При увеличении частоты вращения вала в положительном направлении ориентировочно до 0,6 номинальной происходит синхронизация обеих вращающихся частей муфты 12, синхронизация достигается тем, что частота вращения и„ вала шестерчи 11 становится равной неизменной частоте вращения и вала дизеля 1. Муфта 12 включается, а муфта 17 отключается, установка переходит в двухпоточный режим. В результате отключения муфты 17 происходит раэблокировка планетарного дифференциального механизма. В дальнейшем все его звенья могут вращаться с разными скоростями.
Притормаживанием вала солнечной шестерни 10 с помощью машины 5,работающей в генераторном режиме, и последующим изменением направления вращения машины 5 и солнечной шестерни 10, сопровождающимся переходом машины 5 в двигательный режим, в конечном итоге достигается увеличение частоты вращения и = n эпи4 цикла 7 и вала 4 до номинального значения.. При уменьшении частоты вращения вала до 0,6 номинальной происходит обратное переключение муфт
12 и 17 (первая отключается, а втоая включается). Изменение направлеия вращения вала 4 и достижение последним частоты вращения ориентировочно 0,6 номинальной аналогично описанному сопровождается переключением муфт 14 и 17 с предварительным обеспечением их синхронизации. Значение частоты вращения п4 вала, при котором осуществляется переключение муфт и, следовательно, переход установки иэ однопоточного (когда муфты 12 и 14 отключены, а муфта 17 включена) в двухпоточный (когда включена муфта 12 или 14, а муфта 17 отключена) режим выбрано равным ориентировочно 0,6 номинальной для обеспечения равенства мощностей на валу машины 5 в однопоточном режиме при
) пА1 (О, 6 пан) и в двухпоточном режиме при п4 = ) n4„). При такой промежуточной скорости наибольшая мощность на валу машины 5 составляет
20Ъ от полной мощности на винте.
Формула изобретения
1. Судовая дизель-редукторная установка, содержащая главный дизель, связанный с гребным валом посредством разобщительных муфт, реверс-редуктора, имеющего ведущие и ведомые шестерни переднего и заднего хода, планетарного дифференциального механизма, имеющего водило, эпицикл и солнечную шестерню, и синхронный валогенератор, подключенный к регулирующей электрической машине, кинематически связанной с солнечной шестерней, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции установки, реверс-редуктор установлен на валу главного дизеля, а планетарный дифференциальный механизм установлен на гребном валу.
2. Установка йо п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, ведущие шестерни переднего и заднего хода реверс-редуктора связаны с валом главного дизеля посредством разобщительных муфт, установленных на валу главного дизеля, а эпицикл планетарного дифференциального механизма закреплен на гребном валу, при этом ведомые шестерни реверс-редуктора жестко закреплены на водиле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 600030, кл. В 63 Н 23/12, 1976.
772918
Составитель Т. Снегирева
Редактор Ю. Петрушко Техред С.Мигунова Ко екто В. Бутяга
Заказ 7409 22 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4