Грузовая подвеска к летательному аппарату легче воздуха для монтажа и демонтажа оборудования
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскиь
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16 ° 03.79 (21) 2736767/40-23 (51)М, Кл, 3
В 64 В 1/50 с присоединением заявки йо (23) Приоритет
Государственный комнтет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй
Опубликовано 23,10.80, &бюллетень N9 39 .
Дата опубликования описания 24,1080 (53) УДК 629,734 (088.8) (72) Авторы изобретения
A. A. Богорад и С. Н. Сытник
Всесоюзный научно-исследовательский институт по монтажным и специальным строительнЫм работам (71) Заявитель (54) ГРУЗОВАЯ ПОДВЕСКА К ЛЕТАТЕЛЬНОМУ
АППАРАТУ ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА ДЛЯ МОНТАЖА
И ДЕМОНТАЖА ОБОРУДОВАНИЯ
Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, а именно к аэростатам.
Известна грузовая подвеска к летательному аппарату легче воздуха 5 .для монтажа и демонтажа оборудования, содержащая вертлюг, несущий упорный подшипник, связанный гибкими тягами с летательным аппаратом, а расчалками с землей и устройство для крепления 1О груза g1) .
Данное устройство не обеспечивает стабильность положения точки подвеса груза при воздействии меняющейся по величине и направлению ветровой на- 15 грузки вследствие отсутствия автоматической следящей системы, обеспечивающей требуемую корректировку.
Градиент скоростного напора ветра измеряется малыми временными от- 2Q резками, в течение которых оператор не в состоянии реагировать на перемещения точки подвеса груза и корректировать ее положение.
Дель изобретения — обеспечение 25 стабилизации положения точки подвеса груза путем автоматической коррекции ее перемещений в пространстве при воздействии горизонтальной ветровой нагрузки.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для крепления груза выполнено в виде раэноплечего рычага, шарнирно закрепленного с помощью оси, расположенной перпендикулярно оси вращения, упорного подшипника, в одном из колец последнего, и поперечной планки, жестко закрепленной относительно упомянутого кольца по одну сторону рычага, причем одно плечо рычага большей длины связано с летательным аппаратом, а другое меньшей длины — с грузом.
На фиг. 1 изображен аэростат-кран с описываемой грузовой подвеской к летательному аппарату легче воздуха для монтажа и демонтажа оборудования; на фиг. 2 — грузовая подвеска, п перечный разрез (узел I на фиг. 1); на фиг. 3 — разрез A-А на фиг. 2; на фиг. 4 - схема смещения грузовой подвески под действием горизонтально направленной ветровой нагрузки.
Грузовая подвеска прикреплена к аэростату 1. К вертлюгу 2 грузовой подвески прикреплены концы расчалок
3. Вертлюг содержит упорный подшипник 4 с верхним и нижним кольцами 5 и 6 ° Разноплечий рычаг 7 шарнирно при помощи оси 8 закреплен в раэреэ772920 ном кольце 9, неподвижно установленном в нижнем кольце 6 упорного подшипника 4. Верхнее плечо рычага 7 длиннее нижнего (соотношение плеч
Э:2). Рычаг имеет коробчатое сечение
Образованное швеллером (например
М 20, и приваренными к его полкам 5 листами (например толщиной 5 мм).
Плечи рычага расположены под углом
160 друг к другу. К верхнему плечу крепится аэростат, а к нижнему — груз.
Целесообразно поперечную планку 10 жестко крепить к разрезному кольцу 9 по одну сторону от рычага. Планка является упором и предотвращает поворот рычага в обратном направлении (в данном случае против часовой стрелки см. 15 фиг. 2).
Грузовая подвеска работает следующим образом.
При отсутствии ветра аэростат 1 (летательный аппарат легче воздуха) висит вертикально и силы F — запас всплывной силы и Р— вес груза на соответствующих плечах а и в, уравновешивают рычаг 7, и, следовательно, обеспечивают первоначальное положение точки подвеса груза íà расстоянии в от оси у. При воздействии ветровой нагрузки на аэростат 1 последний отклоняется от вертикали и поворачивает рычаг 7 в упорном подшипнике по часовой стрелке на некоторый угол, при этом под действием ветровой нагрузки, о — центр вертлюга, совпадающий с центром вращения рычага, смещается вправо на величину "ЬХ" по оси Х. Однако, за счет поворота З5 рычага конец нижнего (короткого) плеча рычага смещается влево на величину с, чем обеспечивает стабилизацию точки подвеса груза автоматически.
По результатам сравнения фактичес- 4р ких величин смещений центра вертлюга (точка пересечения вертикальной оси вращения подшипника и оси поворота рычага) в зависимости от силы давления ветра были выполнены расчеты, позволяющие обосновать геометричес- 4 кую форму поворотного рычага и его размеры, обеспечивающие требуемую компенсацию смещения центра грузовой подвески. Принятая форма поворотного рычага обеспечивает нормальную 50 работу аэростата-крана только при отклонении рычага по часовой стрелке (см. фиг. 2). поэтому для предотвращения возможности поворота рычага в противоположную сторону под действием ветровой нагрузки на разрезном кольце 9 установлена поперечная планка 10. При этом под действием силы ветра иного направления рычаг 7 совместно с нижним кольцом
6 упорного подшипника 4 повернется относительно вертикальной оси и далее поворотный рычаг будет работать в плоскости действия ветра.
Такая конструкция грузовой подвески к летательному аппарату легче воздуха для монтажа оборудования и конструкций позволяет вести работы при скорости ветра до 12 м/с, чем иостигается сокращение сроков монтажа и строительства объектов, исключаются возможные аварийные ситуации, что обеспечит при работе на одном объекте прогнозируемый годовой экономический эффект 15-25 тыс.руб.
Формула изобретения
Грузовая подвеска к летательному аппарату легче воздуха для монтажа и демонтажа оборудования, содержащая вертлюг, несущий упорный подшипник, связанный гибкими тягами с летательным аппаратом, а расчалками с грунтом, и устройство для крепления груза, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения стабилизации положения точки подвеса груза путем автоматической коррекции ее перемещений в пространстве при воздействии горизонтальной ветровой нагрузки, устройство для крепления груза выполнено в виде раэноплечего рычага, шарнирно закрепленного с помощью оси, расположенной перпендикулярно оси вращения, упорного подшипника, в одном иэ колец последнего, и поперечной планки, жестко закрепленной относительно упомянутого кольца по одну сторону рычага, причем одно плечо рычага большей длины связано с летательным аппаратом, а другое, меньшей длины — с грузом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 497197, кл. В 64 В 9/00, 1974 (прототип).
772920
Составитель: Е. Григорьев
P акто Б. Л никова Тех е И.Табакович Ко Екто В. Бутяга
3аказ 7410 22 Тирам 519
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ао делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. . 4 5
Филиал ППП Патент, r. Уигород, ул. Проектная, 4