Мачта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Опубликовано 231080.Бюллетень Мо 39

Дата опубликования описания 25. 10. 80 (51) м. к.з

F» 04 Н 12/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 315.. .66 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. Н. Алексашкин, Ю. B. Гайдаров и M. П. Забродин

Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. Б. Н. Образцова (71) Заявитель (54) МАЧТА

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к

/ конструкциям мачт различного назначения, например радиомачт и осветчтельных вышек.

Известна мачта, включающая ствол, с жестко прикрепленными к нему ярусами реями, оттяжки, связывающие концы рей и фундамент, у которого ствол смонтирован на башмаке, при этом на нижних концах оттяжек, пропущеных через концы башмака, подвешены грузы, а у опорных частей на концах башмака на оттяжках закреплены имеющие внешнюю резьбу втулки, на которые навинчены фиксирующие гайки. При этом каждый груз расположен под башмаком, а втулка — между башмаком и грузом (11 .

Недостаток такого решения — значительный расход материала на грузы.

Цель изобретения — сни>хение материалоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что в мачте, включающей установленный на фундаменте ствол, оттяжки и реи, жестко прикрепленные к стволу, другие концы которых закреплены к оттяжкам, башмак с отверстиями, через которые пропущены оттяжки и грузы, прикрепленные к концам башмака, в фундаменте заанкерены хомуты, охватывающие башмак, на который со стороны ствола установлены, упоры, причем башмак прикреплен к стволу шарнирно, а отверстия в башмаке для пропуска оттяжек размещены между стволом и грузами.

На фиг. 1 изображена мачта, общий вид; на фиг. 2 — узел A на фиг. 1.

Мачта включает ствол 1 с жестко прикрепленными к нему ярусами реями 2, оттяжки 3, связывающие концы рей 2, и фундамент 4, у которого к стволу 1 прикреплены консольные части башмака 5 при помощи шарниров 6, имеющих возможность поворота в плоскостях консольных частей башмака 5. Нижние концы оттяжек,3 закреплены к консольным частям башмака 5 между стволом 1 и грузами 7, прикрепленными к концам башмака 5..

При этом консольные части башмака 5 пропущены внутри хомутов 8, установленных между стволом 1 и нижними концами оттяжек 3. Нижние концы

773240 хомутов 8 эаанкерены в фундаменте 4.

На верхних поясах башмака 5 закреплены, например, сваркой упоры 9, установленные вплотную к хомутам 8 и расположенные между хомутами 8 и стВОлОм 1

После неподвижного закрепления нижних концов оттяжек 3 на консольных частях башмака 5 (например, при помощи винтовых анкеров, заливных .анкеров и т.п.) на свободных торцах консольных частей башмака 5 эакреп ляют грузы 7 эа пределами расстояния между стволом 1 и местом крепления нижних концов оттяжек 3. Так как консольные части башмака 5 прикреплены к стволу 1 при помощи шарниров 6, то под действием веса грузов 7 консольные части башмака перемещаются вниз, поворачиваясь вокруг шарниров 6 в своих плоскостях. При этом оттяжки 3, закрепленные непЬдвижно на башмаке 5, натягиваются (происходит их .предварительное напряжение). Вес груза 7 и плечо его приложения по отношению к оси ствола 1 и нижнему концу оттяжки 3 рассчитывается таким образом, чтобы создать в оттяжке 3 расчетную силу предварительного напряжения.

При этом учитывается также и собственный вес консольной части башмака 5, также создающий дополнительное натяжение оттяжки 3. Соотношение между весом груза 7 и соответствующим натяжением оттяжки 3 определяется по правилу рычага.

После создания в оттяжках 3 расчетных сил предварительного напряжения положение консольных частей башмака 5 фиксируется установкой хомутов 8.

При этом хомуты 8, охватывая консольные части башмака 5 сверху, препятствуют их возможному перемещению вверх при действии на мачту горизонтальных, например ветровых, нагрузок. Таким образом, нижние концы оттяжек 3 фиксируются и не могут перемещатьс вверх, следовательно,-в них сохраняется полученная расчетная сила предварительного напряжения..При действии на мачту горизонтальных, например ветровых, нагрузок заветренные оттяжки не могут расслабиться, так как консольные части башмака 5, поворачиваются вокруг шарниров 6 вниз, при этом вес грузов 7 и плечи их приложения остаются беэ изменения, что гарантирует постоянство сил предварительного .натяжения в оттяжках 3.

Для фиксации положения хомутов 8 на консольных частях башмака 5, т.е. для предотвращения проскальзывания хомутов 8 вдоль верхних поясов, на последних закрепляют, например, сваркой упоры 9 со стороны ствола 1

Нижние концы хомутов 8 закреплены к фундаменту 4 мачты при помощи приварки к металлическим закладным деталям, заанкеренным в фундамент 4.

Эффект, который может быть полу20 чен при использовании изобретения, заключается в снижении веса грузов до 30-40% и, следовательно, в уменьшении материалоемкости мачты в целом.

Формула изобретения

Мачта, включающая установленный на фундаменте ствол, оттяжки и реи, 30 жестко прикрепленные к стволу, другие концы которых закреплены к оттяжкам, башмак с отверстиями, через которые пропущены, оттяжки и грузы, прикрепленные к концам башмака, 35 отличающаяся тем, что, с цЬлью снижения материалоемкости, в фундаменте заанкерены хомуты, охватывающие башмак, на который со стороны ствола установлены упоры, причем башмак прикреплен к стволу шарнирно, а отверстия в башмаке для пропуска оттяжек размещены между стволом и грузами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1. Авторское свидетельство CCCP

Р 652304, кл. Е 04 Н 12/00, 197О, 773240

Составитель Г.Смиренная

Редактор М.Ткач Техред И.Асталош Корректор М.Демчик

Заказ 7459/41 Тираж 772 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4