Способ определения потерь смазочного масла от испарения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

<1>773491 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (5 )м. Кл.з (22) Заявлено 04.1078 (21) 2669497/23-04

С 01 И 33/30 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и открытий

Опубликовано 23 0.80. Бюллетень ¹39 (53) УДК 6 2 1, 89 2. . 8 (088. 8) Дата опубликования описания 231080 (72) Авторы изобретения

И. В, Иитин, А, В. Непогодьев и В.А. Литвишкова (71) Заявитель (54) СПОСОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТЕРЬ СМАЗОЧНОГО

МАСЛА OT ИСПАРЕНИЯ

Изобретение относится к области исследования свойств смазочных масел и может быть использовано при оценке потерь смазочного масла от испарения в работающих машинах. меха- З низмах, например в паровых и газовых турбинах, компрессорах, поршневых двигателях внутреннего сгорания, Оно может быть также использовано для определения влияния на испарение масла конструкции машины и режима ее работы.

При работе машин и механизмов количество смазочного масла постепенно уменьшается за счет утечек 15 через неплотности, например через сальники, поршневые кольца, а также за счет испарения наиболее легкой части масляных фракций.

Известен способ определения 20 потерь масла от испарения в системах, имеющих утечки, заключающийся в том, что в исследуемое масло вводят неиспаряюшееся в условиях работ механизма вещество и опреде- 25 ляют количество испарившегося масла по повышению концентрации введенного вещества в масле за время опыта, В качестве неиспаряющегося вещества используют соли щелочных 3() и щелочноэемельных металлов и органических кислот, например соли кальция (1).

Недостатком известного способа является то, что изменение концент" рации в масле введенных в него солей металлов происходит не только за Счет испарения легких фракций, но также вследствие адсорбции их на металлических поверхностях системы смазки, Кроме того, введенные в масло металлические соли (присадки ) не полностью уходят с маслом, вытекающим через уплотнения поршня, а частично остаются в системе смазки, В результате этих процессов оценка . потерь масла от испарения по возрастанию концентрации солей щелочных или щелочноземельных металлов дает большую ошибку. Кроме того, иэ-за малой концентрации солей металлов в присадках, вводимых в смазочные масла (порядка 0,002% на масло) снижается точность определения концентрации солей металлов в свежем и отработавшем масле, Цель изобретения - повышение точности определения потерь смазочного масла от испарения, 773491

C„,С - концентрация введенной жидкости в свежем и работавшем масле; Ч - количество масла до испытания.и после испыта5 ния, Пример 1. Проводят определение потерь от испарения масла

АСЗп-б на установке ИКС-40(ГОСТ

20457-75) .

Условия испытания:

Число оборотов двигателя, об/мин 1500

Расход топлива, кг/г 0,67

Температура цилинд,а оС 190

15 Температура масла,оC 120

Количество масла,взятого для испытания,r 800

Продолжительность испытания, ч

Та бл и ца

Концентрация вводимой жидкости, вес. Ъ оличество испарившегося масла, r, в опыте

2 3

0,03

0,06

0,25

360

450

410

380

370

400

375

380

390

0,8О

390

380

360

1,10

410

350

450

Результаты опытов показывают, что при концентрации вводимой жидкости ниже 0,05 вес.Ъ снижается точность определения концентрации жидкости в масле, а при концентрации выше 1,0 вес.Ъ ухудшается растворимость вещества, чем объясняется разброс результатов параллельных опы- Я тов при указанных концентрациях.

Та блица 2

50 Смазочное масло

Количество испарившегося масла, r

АСЗп-б

ДВ-АСЗп-10

И-10В

380

160

d0

Результаты испытаний приведены в табл, 2. 65

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения по- терь смазочного масла от испарения путем введения в масло неиспаряющегося в условиях работы вещества с последующим определением изменения его концентрации в работавшем масле, в качестве,неиспаряющегося вещества используют полиметилдихлорсилоксановую жидкость в количестве 0,051% от веса масла.

Смесь масла с жидкостью заливают в машину или механизм.При работе машины или механизма периодически отбирают пробы масла. В пробах масла определяют содержание полиметилдихлорсилоксановой жидкости, например по интенсивности характерных полос инфракрасного спектра жидкости.

Общий расход масла на испарение и утечки измеряют весовым способом.

Количество испарившегося масла определяют из соотношения

С +

1 2. где Я вЂ” количество испарившегося за время работы масла;

Q — общий расход масла в машине или механизме эа время испытаний;

Пример 2. В условиях испытаний примера 1 проводят определение потерь от испарения масел различного состава, Продолжительность испытания 25 ч, концентрация вводимой жидкости 0,25 вес,В.

Концентрацию вводимой полиметилдихлорсилоксановой жидкости в масле до и после испытания определяют методом ИКС на приборе HR-20, Результаты испытаний при пяти различных концентрациях полиметилдихлорсилоксановой жидкости в свежем масле приведены в табл. 1.

Как видно .из табл. 2, потери от испарения больше у масел, база которых представляет собой легко испаряющиеся фракции, что согласуется с данными эксплуатации.

Пример 3. Проводят определение потерь от испарения масла

773491

Условия испытания:

Мощность двигателя, л.с. — 5 л/с

Число оборотов двигателя, об/мин1500 об/мин

Температура цилиндра, ОС паряемость масла, В,по способу

Известному (изменение концентрации солей металлов) кальция натрия едложенному

100

130

150

17

150

0,1

150

18

150

Даннные табл. 3 свидетельсвуют о высокой точности предложенного способа по сравнению с известным, Результаты параллельных опытов по определению потерь масла от испарения предложенным способом при температуре цилиндра 150 С составляет

17, 18, 19Ъ, в то время как исполь- З5 эование известного способа дает большой разброс результатов, не позволяющий .верно оценить потери . смазочного масла от испарения, Использованиепредложенного спо4 соба обеспечивает по сравнению с известным высокую точность определения потерь масла от испарения в работающих машинах и механизмах, сокращение времени на проведение испытания (с 36 ч до 25 ч на одно - 45 испытание). Предложенный способ дает возможность получить абсолютное значение потерь масла от испарения в работающих механизмах, что позволит более точно подбирать смазочные $0 масла для. различных типов машин, механизмов и тем самым сократить расход масел, улучшить качество смаЯЦ эочных масел.

Формула изобретения

Составитель Л, Иванова

Редактор Т, Портная Техред H.Барадулина Корректор М, Пожо

Заказ 7492/55 Тираж 1019 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

ДВ-АСЗп-10 на установке Питтер-И предложенным способом и известным, Температура цилиндра, С 100-150 С

Температура масла в картере,оС

110ОС

Количество масла, взятого для испытания, r 800 г .

Результаты испытаний приведены в табл. 3.

Та бли ца 3

Способ определения потерь смазочного масла от испарения путем введения в масло неиспаряющегося вещества с последующим определением изменения его концентрации в работавшем масле, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, в качестве неиспаряющегося вещества используют полиметилдихлорсилоксановую жидкость в количестве 0,05-1% от веса масла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Mecre С,F„ Gree I.Ñ. Perfomauce

testing of tubricauts for automotive

Engines and Transmissions, London, 1974, р. 308 (прототип),