Устройство для диагностирования кислотного свинцового аккумулятора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

н 1 т н:< М>,, ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскив

Социалистических

Республик п»773797 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03. 07. 75 (21) 215117 б/24-07 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет—

Опубликовано 23,1Q,8Q, Бюллетень Мо 39 (51)м. кл,з

Н 01 М 10/42

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 355. . 1 (088. 8) Дата опубликования описания 25.1080 (72) Авторы изобретения

Н. Я. Говорущенко и В. И. Зрелов (71) Заявитель

Харьковский автомобильно-дорожный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

КИСЛОТНОГО СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для диагностирования аккумуляторов в процессе их производства и эксплуатации.

Известно устройство для испытания аккумуляторов, содержащее вольтметр и нагрузочные сопротивления, коммутируемые к аккумуляторам с помощью переключателей для измерения

ЭДС и напряжения под нагрузкой аккумулятора. По измеренным параметрам определяется исправность аккумулятора 1 .

Известно также устройство для измерения внутреннего сопротивления (К к) аккумулятора, содержащее модулятор тока нагрузки, цепь запоминания, состоящую из конденсатора и ключа, источник опорного напряжения и вольтметр P) .

Однако само по себе R „ без связи с ЭДС аккумулятора не позволяет определить его техническое состояние.

Цель изобретения — автоматизация процесса определения технического состояния аккумулятора и повышение точности его определения.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее измеритель внутреннего сопротивления и индикатор введены блок сравнения и блок эталонной кривой КЗ„ = f (Еок), при этом выходы измерителя R> è блока эталонной кривой подключены к входам блока сравнения, на выходе которого включен индикатор.

При этом блок эталонной кривой состоит иэ источника опорного напряжения, включенного в противофазе напряжению аккумулятора и превышающего это напряжение, параллельных ветвей иэ последовательно включенных диодов и резисторов, и резистора, соединенных между собой последовательно.

На фиг. 1 представлен характер кривой зависимости йви = f (Едк); на фиг. 2 — блок-схема устройства; на фиг. 3 - схема блока эталонной кривой.

Устройство состоит из измерителя

R „аккумулятора 1, блока 2 эталонной KpHBoA R H = f (Ес к) . БлОк 3 сравнения, входами соединенный с выходами вышеназванных элементов схемы.

773797

На выходе блока сравнения включен индикатор 4.

Устройство работает следующим образом.

Для индикации состояния аккумулятора по предлагаемому методу необходимо иметь две эталонных зависимости Мэц от ЭДС, построенные для аккумуляторов данного типоразмера, находяхся в исправном состоянии (новые ккумуляторы) — кривая 100%-ной год-, ности, и зависимость, построенную для © аккумуляторов, непригодных к эксплу- атации — кривая ОЪ-ной годности. При диагностировании аккумулятора, находящегося в эксплуатации, измеряют R H и ЭДС. Любое конкретное значение ЭДС 15 аккумулятора может сочетаться с различными значениями R„„ от минимального, ограниченного кривой 100% до максимального, ограниченного кривой 0%.

В зависимости от положения значе- 2О ния R „между этими кривыми и определяют йсправность аккумулятора.

В предЛагаемом устройстве информация об эталонной кривой 100%-ной годности заложена в блок эталонной кривой, а информация об эталонной кривой

0%-ной годности заложена в градуировке (чувствительности) индикатора.

При диагностировании аккумулятора на один вход блока 3 сравнения с выхода измерителя Rs 1 поступает напряжение, пропорциональное Вэнаккумулятора, а на второй вход блока 3 поступает напряжение с выхода блока 2, пропорциональное внутреннему сопротивлению исправного аккумулятора с ЭДС З5 равной ЭДС диагностируемого аккумулятора. Напряжение на выходе блока сравнения равно разности напряжений на

его входах. Эта разность при исправном аккумуляторе будет равна нулю, 4О что соответствует точке 100% исправности на шкале измерительного устройства.

При диагностировании негодного аккумулятора напряжение на выходе измерителя и „окажется значительно боль; ше, чем напряжения на выходе блока эталонной кривой, что соответствует максимальному напряжению на выходе блока 3, стрелка прибора при этом должна показывать 0% годности.

Блок 3 эталонной кривой выполнен, например в виде (фиг. 3) источника 5 опорного напряжения, включенного навстречу напряжению аккумулятора и превышающий это напряжение, параллельных ветвей из диодов 6 и резисторов 7 и резистора 8.

Блок работает следующим образом.

Разность между источником 5 и испытуемым аккумулятором прикладывается к цепи иэ резистора 8 и параллельных ветвей иэ диодов 6 и резисторов 7. При этом диоды должны открываться при различных напряжениях, а ток в общей цепи будет зависеть от разностного напряжения по нелинейному закону. Значение резисторов 7 должно обеспечить близость этого закона к кривой фиг. 1. Падение напряжения от этого тока на резистор 8 будет выходным напряжением блока 2, подаваемым на блок сравнения.

Формула изобретения

1. Устройство для диагностирования кислотного свинцового аккумулятора, содержащее измеритель внутреннего сопротивления, подключенный к клеммам для подключения аккумулятора и индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью автоматизации и повышения достоверности определения . технического состояния аккумуляторов, в него введены блок сравнения и блок эталонной кривой R н= F(Ea„) для аккумулятора данного тийа, при этом выходы измерителя внутреннего сопротивления и блока эталонной кривой подключены к входам блока сравнения на выходе которого включен индикатор.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок эталонной кривой состоит из источника опорного напряжения, включенного в противофазе напряжению испытуемого аккумулятора и превышающего это напряжение, параллельных ветвей из последовательно включенных диодов и резисторов, и резистора, соединенных между собой последовательно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. "Technik FrUFger3t FUr Akkumu1atoren an Fertigungsstrassen

1968; 23, 9 11, р. 754.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 298016, кл. Н 01 N 10/48, 1968.

773797

"бн(вн)

4Р2

Ð,01

Щ о

Фиг.я

Составитель И. Найдина

Ре акто И. Ковальчук Тех е и

Заказ 7521 72 Тираж 844 Подписное

ВНИИПИ- Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва )Х-35 Ра ская наб. д. 4 5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4