Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< 1 773834 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.04.79 (21) 2745548/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Н 02 К 1/20
Н 02 К9/04
Государственный комнтет ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313 .322 (088.8) Опубликовано 23.10.80. Бюллетень № 39
Дата опубликования описания 27.30.80 (72) Авторы изобретения
Г. Г. Счастливый, Г. М. Федоренко, А. А. Бут и В. А. Крамарский (7l) Заявитель
Институт электродинамики АН Украинской ССР, (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в мощных турбогенераторах.
Известен статор электрической машины с радиальной системой охлаждения со сто- 5 роны спинки, содержащий газоразделительный цилиндр, разделенный внутри на отсеки, в которых интенсификация охлаждения крайних пакетов осуществляется путем увеличения входных отверстий крайнего отсека и тем самым увеличения расхода газа через крайние пакеты (1). В известной мере это позволяет уменьшить нагрев крайних пакетов. Однако увеличение таким образом расхода охлаждающего газа через крайний отсек происходит за счет уменьшения расхода через другие отсеки, что приводит к перераспределению потоков газа по всей машине и поэтому имеет ограниченные возможности.
Наиболее близким к предлагаемому является статор электрической машины, нажимные устройства и торцы крайних пакетов которого охлаждаются с помощью газовых струй повышенного давления. Для этого в нажимных пальцах выполнены открытые пазы, сообщающиеся с помощью сопел, оси которых направлены в сторону охлаждаемой торцовой поверхности крайнего пакета и нажимного фланца (2).
Такое устройство значительно увеличивает теплосъем с торцовой поверхности крайнего пакета, однако не улучшает охлаждение по глубине крайнего пакета. Кроме того, для струйного охлаждения требуется значительный расход газа повышенного давления, поскольку требуется охлаждать большие поверхности.
Целью настоящего изобретения является интенсификация охлаждения крайних пакетов при режимах работы с повышенным тепловыделением в концевых зонах и тем самым расширение диапазона допустимых нагрузок.
Цель достигается тем, что в статоре электрической машины, например турбогенератора, с подачей газа со стороны спинки, содержащем обмотку, шихтованный сердечник, газораспределительный корпус с проходными отверстиями, разделенный внутри на отсеки, между корпусом статора и газоразде773834 лительным цилиндром установлены эжекторы, всасывающие камеры которых сообщены с каналом холодного газа, входные трубопроводы эжекторов соединены с газопроводом повышенного давления, а выходы эжекторов подсоединены к проходным отверстиям крайнего отсека газоразделительного цилиндра.
На чертеже изображен продольный разрез концевой зоны статора электрической машины.
Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, обмотку 2, газоразделительный корпус 3 с проходными отверстиями 4, кожух 5. На входном отверстии 4 крайнего отсека 6 установлен эжектор 7, всасывающая полость
8 которого сообщается с каналом холодного газа 9; вход эжектора соединен с газопроводом 10 повышенного давления. а выход сообшается с полостью крайнего отсека 6 посредством проходного отверстия 4.
При номинальном режиме, когда нагрев крайних пакетов статора не превосходит допустимых пределов, эжектор выключен, и охлаждаю|ций газ проходит через всасываюшую полость эжектора, которая сообщена с полостью крайнего отсека. При этом происходит охлаждение крайних пакетов.
При работе электрической машины в режиме с повышенным тепловыделением в крайних пакетах включен эжектор. Сравнительно небольшой расход газа повышенного давгения позволяет увеличить тем самым расход газа через крайний отсек.
Применение предлагаемой конструкции статора электрической машины повышает надежность в эксплуатации, особенно в режимах пиковых нагрузок и с cos близким единице, повышает долговечность турбогенераторов, увеличивает длительность межремонтного цикла, расширяет диапазон нагрузок.
Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемой конструкции определяется с учетом повышения надежности и долговечности статора турбогенератора в эксплуатации и расширения диапазона допустимых нагрузок. Предлагаемая конструкция может быть реализована как при создании новых машин на заводе-изготовителе, так и
16 на турбогенераторах, находяшихся в эксплуатации.
Формула изобретения
Статор электрическои машины, например турбогенератора, с охлаждением газом, поступающий из газопровода повышенного давления, содержащий сердечник с радиальными каналами, газоразделительный корпус с эр радиальными, образующими отсеки, перегородками и с отверстиями для прохода охлаждающего газа и наружный кожух, образующий с корпусом канал холодного газа, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, в канале холодного газа установлен эжектор, имеющий всасывающую полость, вход и выход, причем последний соединен с отверстиями крайнего отсека корпуса, вход — с газопроводом повышенного давления, а всасывающая пощо лость — с каналом холодного газа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чертеж 5ТХ.672.526 ТГВ-200, НИИ завода «Электротяжмаш», 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 612346, кл. Н 02 К 1/20, 1976.
773834
S б
Составитель Л. Карцева
Редактор М. Ликович Техред К. Шуфрич Корректор В. Бутяга
Заказ 7524/74 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4