Способ горячей прокатки особотонких полос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
774623
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 170179 (2) ) 2713405/22-02 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет
Опубликовано 30.10,80,Бюллетень М 40
Дата опубликования описания 30,1080 (51)М К, 3
В 21 В 1/26
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 771. ,237.04 (088.8) (72) Авторы изобретения
Е. А. Руденко, В. В.Оробцев, А. А. Перетертов, Т. С.Литвинова и Ю. В. Коновалов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ГОР ЯЧЕИ ПРОКАТКИ ОСОБОТОНКИХ
ПОЛОС
Изобретение относится к области металлургии, к производству особотонких горячекатаных полос на непреоывных станах.
Современная технология производст-5 ва горячекатаных тонких и особотонких (менее 2,0 мм) полос должна обеспечивать высокую производительность стана, точность размеров, высокие физико-механические свойства метал- 10 ла, стабильные по длине полосы.
Уровень и стабильность физико-механических свойств металла в основном определяется температурными усло-15 виями прокатки. Для тонких и о"оботонких полос из низкоуглеродистых сталей оптимальный температурный интервал составляет 840-860оС. На станах 2000
Новолипецкого металлургического заво- Ю да и 1700 Карагандинского металлургического комбината на нижней границе оптимального диапазона температур конца прокатки прокатываются полосы толщиной 2,0-2,5 мм на максимальной зап-25 равочной скорости, равной 10-11 м/с.
Температура конца прокатки полос толщиной менее 2 0-2,5 мм ниже оптимальной на 50-1506С, что ухудшает физикомеханические свойства металла. 30
Известен способ горячей прокатки тонких полос на непрерывных станах, согласно которому с целью получения высоких и стабильных по длине механических свойств, постоянство по длине полосы температуры прокатки,достигается путем регулирования скорости электродвигателей клетей (1). Регулирование скорости производится от изменения толщины и температуры полосы. Этот способ регулирования применим на современных широкополосных станах, оснащенных системами ускорения клетей чистовой группы.
Недостатком такого способа при прокатке особотонких полос является общий низкий уровень температуры конца прокатки, равный температуре конца полосы. Прокатка переднего конца особотонкой полосы даже на максимальной зап1завочной скорости 10-11 м/с не обеспечивает заданный диапазон температуры конца прокатки.
Известен способ прокатки тонких полос, заключающийся в следующем: после захвата полосы моталками начинается процесс прокатки с ускорением клетей до максимального значения скорости в чистовой группе (2). Регулирование температуры конца прокатки
774623 производится путем применения дополнительного охлаждения полосы в межклетевых промежутках. Управление подачей охладителя осуществляется с помощью вычислительной машины по определенной программе, составленной на основе сбора текущей информации.
Однако существующий способ также не позволяет получить одинаковую температуру на требуемом уровне по длине особотонких полос. Передний конец полосы, прокатываемый на заправочной скорости (10-11 м/с) до захвата моталкой, будет иметь температуру ниже требуемого значения. кроме того, при высоком уровне максимальной скорости стана и ограниченной мощности установки межкле.— тевого охлаждения температура конца прокатки полос толщиной более 2-2,5 мм может быть выше требуемой. Таким образом, данный способ прокатки не обеспечивает высоких стабилЬных физико-механических свойств металла по длине полосы.
Известен способ горячей прокатки особотонких полос, включающий прокатку переднего участка и заправку его в металку на постоянной (эапраночной) скорости, первое повышение скорости с максимально возможным ускорением до получения заданной тем- З9 пературы полосы, повторное повышение скорости с ускорением, обеспечивающим стабилизацию заданной температуры по длине полосы (3).
Существующий способ прокатки не поз-5 воляет получить необходимую (840-86Ю С температуру на переднем участке полосы при ее толщине не менее 2-2,5 мм.
Это обусловлено низкой заправочной скоростью при прокатке переднего кон- ца полосы, максимальная величина которой ограничена проявлением аэродинамического эффекта при движении переднего конца полосы по отводящему рольгангу, и конструктивными воэможностями моталок по захвату(41 -3
Такая скорость конца прокатки обеспечивает требуемую температуру конца прокатки на полосах толщиной 2-2,5 мм 50 и выше. При прокатке особотонких полос (менее 2,0 мм) температура конца прокатки ниже требуемой, что обуславливает снижение физико-механических свойств металла °
„55
Цель изобретения — получение высо" ких и стабильных физико-механических свойств металла по длине полосы.
Для этого передний участок полосы прокатывают на толщину, большую номи" нальной, а с началом первого повыше- 60 ния скорости стая перестраивают на заданную меньшую толщину.
На фиг ° 1 схематически показан продольный профиль полосы, состоящей as двух основных участков длиной В„ и В < <65 толщиной Н и Н и промежуточного участка длиной 0 . переменной толщины; на фиг. 2 — график изменения скорости прокатки на различных участках по длине полосы; на фиг. 3 — график изменения температуры конца прокатки.
Прокатка особотонкой полосы, например, толщиной 1,5 мм осуществляется следующим образом. Сначала на заправочной скорости V> =10 м/с участок 1, (не менее расстояния от последней клети до моталки)прокатывают большей толщины Н> -2 мм,обеспечивающей, получение требуемой температуры Т-85Л. .После заправки полосы в моталку стан перестраивают (с помощью 38M) на прокатку заданной толщины Н =1,5 мм, одновременно увеличивая скорость прокатки с
ДО Vgм 4 с максимальнО вОЗМОжным ускорением Ими„с . При этом получается промежуточный участок полосы длиной с переменной толщиной. Особотонкий (основной) участок длиной 8 про2 катывается с медленно возрастающей скоростью с ускорением ам„„.
Первая стадия процесса прокатки (V, 6,, Н,) характеризуется опреде- ленным тепловым балансом полосы и температурой конца прокатки Т .
На второй стадии процесса прокатка (Н1-Н,, „-,V, -.Ч,м,„, ) тепловой баланс полосы и температура конца прокатки сохраняется неизменными: большая отдача тепла излучением и валкам при переходе на меньшую толщину компенсируется возрастанием тепла от работы деформации при увеличении скорости прокатки.
На третьей стадии при прокатке особотонкой части полосы наибольшей длины 8g падение температуры по длине исходной заготовки h Tg из-за увеличивающегося времени охлаждения компенсируется дополнительным приходом тепла вследствие увеличения работы деформации при увеличении скорости от V öù до Ч „ с ускоРением ц,щщ .
Для реализации данного способа прокатки в ЭВМ должны быть заданы следующие параметры: Н(Ну р Р Ту
Т1,QМ С О, Ь То. ЭВМ рассчитывает перемещения нажимных винтов всех клетей стана и после прокатки полосы длиной
01 подает команду на перестройку стана и прокатку толщины Н ., рассчитывает необходимую скорость 1(„„ и ускоряет стан совместно с моталками с ускорениемОМ,„. Рассчитывает скорость
Ч мд и необходимое ускорение Р„ц н при прокатке основной части полосы длиной Х» и ускоряет стан до Vq
В алгоритм работы ЭВМ могут быть пол жены как теоретические,так и регрессионные зависимости. Так, для условий станов 2000 Новолипецкого металлургического завода скорости Ч(и V><„I„
Ч щ и ускорение Имя иожно рассчи774623 (2) 3,72 10
15
Формула изобретения
Pun f у н с (Ðèå. 2
tl Ñ иа
Заказ 7593/7
Подписное
ВНИИПИ
Тираж 986
4IIèà. 3 гывать по следующим регрессионым зависимостям (4):
3,72 10
V1 .(1) (399+0 659 ОТо-Т1 ) Н1
3 72 10
А
2ний, (399+0 i 659 То Т2 ) Н2 2,МЮС (3) (399+0,659 (To-ьТо) -T> ) Н2
М вЂ” Ч тмцКс 2, мин
2.МИн 1 С
Для сравнения экспериментально установлено, что температура конца прокатки (ниже требуемой на 100оС) не может обеспечить хорошие физико-мехинические свойства металла.. 20
Способ горячей прокатки особотонких полос, включающий прокатку передне-25 го участка и заправку его в моталку
,нн филиал ППП Патент, .Ужгород, ул.Проектная, 4 на постоянной (заправочной) скорости, первое повышение скорости с максимально возможным ускорением до получения заданной температуры полосы, повторное повышение скорости,с ускорением,обеспечивающим стабилизацию заданной температуры по длине полосы, о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью получения высоких и стабильных физико-механических свойств металла по длине полосы, а также увеличения производительности стана, передний участок полосы прокатывают на толщину, большую номинальной, а с началом перного повышения скорости стан перестраивают на заданную меньшую толщину.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СМА Р 3428834, кл.72-9, опублик. 1968.
2. Патент CIIIA 9 3613418, кл.72.8, опублик. 1971. ,3. Патент Японии М 4629368, кле 12С211 4 ° опублик 1971 °
4. Коновалов Ю.В. и Остапенко A.Ë.
Температурный режим прокатки широкополосных станов. М., Металлургия
1974.