Устройство для разметки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .
Ф
/ з (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1906.78 (21) 2633185/25-28 (я)м. кл.
В 25 Н 7/04 с присоединением заявки №
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.80. Бюллетень ¹ 40
Дата опубликования описания 3010.80 (53) УДК 621 751 (088. 8) (72) Авторы изобретения
С.Л1. Сангович, Е.Я. Никитюк и H.A. Нестеров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЛЗЛ1ЕТКИ
1
Изобретение относится к производ-, ству металлоконструкций в судостроении и других отраслях промышленности, а именно к разметке кромок деталей, подлежащих соединению в тавр с 5 криволинейными поверхностями.
Известно устройство для разметки, содержащее корпус с направляющей, установленную на ней каретку с электрическим приводом ее горизонтального 10 перемещения и штангу-держатель с копирующим пальцем на конце, установленную на каретке.
Такое устройство не может быть применено для разметки или обрезки кро- 15 мок деталей, подлежащих соединению в тавр с криволинейной поверхностью гнуто-сварной конструкции (например, с полотнищами, сваренными из листов с трапециевидными гофрами по ГОСТ 20
9234-74), так как допуски на отклонения формы этих поверхностей намного превышает допуски на зазор в сварных тавровых соединениях.
Цель изобретения — повышение про- 25 изводительности и точности разметки.
Цель достигается тем, что штангадержатель выполнена в виде зубчатой рейки и снабжена противовесом, связанным через тросовую передачу со свободным концом штанги-держателя, красящим эластичным наконечником, установленным на конце штанги-держателя, несущем копирующий палец, штанга-держатель связана с электрическим приводом каретки посредством электромагнитной муфты, а привод каретки соединен с электродвигателем через фрикционную муфту.
На фиг. 1 показано устройство для разметки; на фиг. 2 — разрез
A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема включения электромагнитной муфты.
Устройство состоит иэ каретки 1 с колесами 2, перемещающейся по направляющей 3, имеющей зубчатую рейку
4. Электродвигатель 5 через фрикционную муфту с дисками 6 и 7 и систему зубчатой передачи, включающую шестерни — 8-12, валы 13-14, подшипники 15 и 16 на опорах 17 и 18, а также не показанную на чертеже шестерню, установленную на одном валу с шестерней 11, связан .с зубчатой рейкой 4. Диск 7 сцепления фрикционной муфты подпружинен и может перемещаться вдоль вала 14. Другой конец вала
19 электродвигателя 5 посредством электромагнитной муфты с дисками 20, 21 и зубчатой передачи, включающе .
774938 валы 22 и 23, подшипники 24 и 25 н,. опоре 26, шестерни 27, 28 и 29, связан с штангой-держателем 30, выполненной в виде зубчатой рейки, установленной в направляющих роликах 31, входящих в канавки на штанге-держателе 30. К нижнему концу штанги-держа5 теля крепится копирующий палец 32, имеющий износостойкий наконечник 33 с заточенным на конус концом. К штанге-держателю 30 крепится насадка 34 так, что расстояние от насадки до вершины копирующего пальца 32 может регулироваться, для чего штанга-держатель имеет направляющие канавки.
Штанга-держатель 30 через трос 35 связана с противовесом 36, имеющим канав- l5 ки для направляющих роликов 37. Насадка 34 полая и имеет носик 38, в канале которого подвижно вдоль его оси установлена трубка 39 с пружиной 40 и эластичным красящим нако- >Q нечником 41. Полость насадки 34 через шланг 42 сообщается с резервуаром.43 для красящей жидкости. Между стенками трубки 39 и стенками насадки
34 установлено уплотнение (не показано).
Устройство имеет электромагнитное реле 44 с элементами, обеспечивающими его работу (трансформатор 45, потенциометр 46).
Устройство работает следующим образом.
Направляющая 3 с навешенной на него кареткой 1 закрепляется по концам на переносных или передвижных опорах, например, на опорах портала.
При этом размечаемый лист 47 устанав. ливают в положение, соответствующее его положению в конструкции, но с некоторым смещением по высоте и вдоль гофров 48. При включении приводного 40 двигателя 5 через фрикционную муфту с дисками 6 и 7 обеспечивается перемещение конца копирующего пальца 32 по поверхности гофров 48 на участке (направление движения на фиг. 1 показано стрелкой z) и параллельное перемещению эластичного красящего наконечника 41 по размечаемому листу 47. В момент прохождения копирующего пальца 32 пальца на участке с вследствие уравновешивания магнит- о ных потоков в первичных обмотках трансформатора 45, содержащих различное количество витков, сигнал перегруэки будет отсутствовать. о
Уровень равновесия потоков в пер- 55 вичных обмотках может быть изменен с помощью потенциометра 46 (фиг. 3).
Как только копирующий палец 32 коснется участка h, появится разбаланс магнитных потоков в первичных обмотках, который даст импульс на включение катушки быстродействующего электромагнитного реле 44. Контакт реле
44 замкнет цепь питания электромагнитной муфты с дисками 20, 21 на пе риод прохождения копирующего пальца
32 на участке h. После касания пальцем 32 стенки гофра 48 h диски б и 7 фрикционной муфты начинают пробуксовывать (сила сцепления дисков достаточна для перемещения каретки, но не может вызвать деформацию штанги-держателя 30 и копирующего пальца 32), при этом в момент касания копирующим пальцем 32 стенки гофра 48 из-эа возрастания нагрузки на электродвигатель
5 срабатывает электромагнитное реле
44 и включает электромагнитную муфту с дисками 20, 21, которая передает движение на зубчатую рейку штангидержателя 30, обеспечивая ее подъем.
При отрыве копирующего пальца 32 . (вследствии вертикального перемещения) от копируемой поверхности прекращается пробуксовка дисков 6 и 7 и копирующий палец снова получает горизонтальное движение до повторного контакта со стенкой гофра 48 с последующей пробуксовкой, включением электромагнитной муфты и т.д. Соотношение скоростей горизонтального и вертикального перемещений копирую-. щего пальца 32 таково, что обеспечивается постоянный контакт копирующего пальца 32 с копируемой поверхностью. После выхода копирующего пальца на участок в нагрузка на двигатель уменьшается, вызывая размыкание контактов реле и отключение электромагнитной муфты с дисками 20, 21, пробуксовка дисков б и 7 прекращается и устройство работает также, как и на участке с .
При спуске копирующего пальца 32 на стенку h штанга-держатель 30 под действием сйлы тяжести опускается по мере продвижения каретки 1 по направляющей 3, при этом скорость опускания достаточна для постоянного контакта копирующего пальца 32 со стенкой гофра 48 при данной скорости горизонтального перемещения каретки.
Коснувшись горизонтального участка копирующий палец начинает новый. цикл описанных выше движений.
Синхронно с движением копирующего пальца 32 эластичный красящий наконечник 41 чертит на листе 47 точную копию профиля гофры 48. В качестве эластичного красящего наконечника 41 могут быть применены также пневматический кернер или металлическая чертилка.
Для воэможности управления дви— жением каретки оператор носит на своей груди переносный пульт с тремя кнопками "Вперед", "Назад" и "Стоп" и с потенциометром.
Все остальные электрические элементы управления размещены в шкафу управления вне каретки.
Устройство значительно ускоряет разметку, снижает ее трудоемкость и повышает точность разметки, а
774938 следовательно, и качество конструкции.
Наибольший эффект от применения устройства может быть получен к цехах судостроительных предприятий при изготовлении гофрированных понтонов, барж, лихтеров, а также гофрированных переборок и выгородок, я судов 5 различного назначения. Кроме того
В устройство может использоваться для разметки деталей, устанавливаемых на судовые конструкции с лекальным профилем.
Формула изобретения
15 Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Фуников Л.A., Семенов В.Ф. и Фуннков Л.Л. Оборудование и механизированный инструмент для судостроения. - "Информационный спавочник", ЦНИИТС, "Судостроение", 1973, с. 6-14. устройство для разметки, содержащее корпус с направляющей, установленную на ней каретку с электрическим приводом ее горизонтального перемещения и штангу-держатель с ко пирующим пальцем на конце, установ ленную на каретке, о т л и ч а ю щ еа с я тем, что, с целью повышения производительности и точности разчетки, штанга-держатель выполнена в виде зубчатой рейки и снабжена противовесом, связанным через тросовую передачу со свободным концом штанги-держателя, красящим эластичным наконечником, установленным на конце штанги-держателя, несущем копирующий палец, штанга-держатель связана с электрическим приводом каретки посредством электромагнитной муфты, а привод каретки соединен с электродвигателем через фрикционную муфту.
774938
Pet. 3
Составитель Н. Аксенова
Техред A.À÷ Корректор В. Бутяга
Редактор Г. Улыбина
Филиал ППП "Патент ", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 7620/22 Тираж 1033 Подписное
ВНИППИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5