Состав для устройства дорожного основания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П
ИЗОБРЕТЕЯИЯ пц775213
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЙЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свод-ву (22) Заявлено 091178 (22) 2682550/29-33 с присоединением заявки М—
Е 01 С 7/36
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 301080. Бюллетень Ио 40
Дата опубликования описания 301080 (5З) УДК 624. 138. .231(088.8) (72) Авторы изобретения
И.Н. Гаркавенко, Н.Ф. Сасько и З.В. Крамаренко (72) Заявитель
Государственный дорожный научна-исследовательский институт (54) СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО
ОСНОВАНИЯ
Изобретение относится к дорожностроительным материалам, а именно к составу для устройства дорожного основания.
Известен состав (1) для создания дорожного основания, включающий отвальную золошлаковую смесь, известь, хлористый кальций, воду при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:
Отвальная золошлаковая смесь 80-90
Известь 2-10
Хлористый кальций 0,2-1,0
Вода 7-15
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является состав (2) для устройства основания дорог, включающий, вес.Ъ:
Грунт 63
Известь 5
Хлористый кальций 2
Зола-уноса 15
Вода Остальное
Однако такие строительные смеси из-за недостаточной морозостойкости не используются в жестких дорожноклиматических условиях.
Целью изобретения является повышение прочности и морозостойкости дорожного основания.
Это достигается тем, что состав для устройства дорожного основания, включающий грунт, известь, заполнитель, хлористый кальций и воду, содержит в качестве заполнителя — горелую породу и дополнительно цементную пыль при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:
Грунт 57-70
Известь 4-6
Горелая порода 11-19
25 Хлористый кльций 1-2
Цементная пыль 4-6
Вода Остальное.
Цементная пыль имеет следующий..химический состав, вес.Ъ: SiOz1118t
2О И о 2-6, Г о 2-5, Со 4О-.52, MgO 0,4-3, SO 2,4-13, R 0 0,4-11, Са0сьов О, 3-12.
Химический состав горелых пород, вес.Ъ: SiOg 53-63, Ле 0 25-27, 25 Fe. 0 5-12 и др.
Горелую породу следует применять с удельной поверхностью 3000
4000 см /r.
Взаимодействие извести с тонкодис30 персной кремнеземистой и глиноземис775213 той составляющей грунта и горелой породы в предлагаемом составе, ускоряющееся в результате действия хлористого кальция, приводит к образованию гидросиликатов и гидроалюминатов кальция, твердеющих по времени. Цементная пы ь является активной добавкой, содержащиеся в ней клинкерные минералы, и свободная окись кальиция обусловливают дополнительное кристаллиэационное структурообраэование, что приводит к значительному повышению прочности, как в начальный период формирования структуры, так и во времени.
Технология строительства с применением предлагаемой смеси такая же, как и для грунтов, укрепленных минеральным вяжущим. Она включает следующие операции: приготовление грунта, введение извести, горелой породы, цементной пыли, хлористого кальция Щ и воды, планирование и укладку смеси.
Вода вводится в количестве, соответствующем оптимальной влажности смеси, хлористый кальций вводится вместе с водой затворения. Примеры составов для устройства дорожного основания, а также физико-механические показатели полученных образцов приведены в таблице.
Образцы предлагаемых составов смесей характеризуются более высокой прочностью и морозостойкостью. Коэффициент мороэостойкости (КМ) более единицы, что значительно превосходит
КМ образцов исходных смесей, для которых KM = 0,65. В условиях переменного замораживания-оттаивания при пяти циклах происходит даже некоторое упрочнение структуры предлагаемых материалов.
Достаточно высокая прочность и морозостойкость полученных материалов, применение в их составе цементной пыли, горелой породы, местного вяжущего — извести, грунта еще раз подтверждает воэможность широкого использования их в дорожном строительстве.
Свойства образцов предлагаемой строительной смеси соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам и I1 класса прочности (по CH 2574). Эти смеси рекомендуются для использования при строительстве оснований на дорогах в условиях II u V дорожно-климатических зон.
775213 о о
В М
О 33Ъ
333 с-3 о о с с
О Ln
:3 33Ъ о о
М
С Ъ
3О
<ъ3 РЪ
О LA
М с с3 Е4
% 1 о о с
ОЪ СЧ " 3
О LA
М Й
3 О с - с
34 сй о о
3 Ъ 3ЪЪ
3 М о о
tA Ю
Ю
D) т
Ю (33 () 3
О а
LA LA 3О LA "3 r4 а-3 333
Ъ М М с-Ч с3 г4 O
o o о о
М М
ОЪ CO (Ч .LA
С"Ъ тР LA Г4 о о о о с М г ОЪ СЧ Ю
Г 3 С 3 Р Ъ г1 м ю î о с с
СО с3 33Ъ Ю,-1 %-3 о о o e -3
LA о î î о с3 % 3 1 3
О 33Ъ О О с с т-4 с-3 СЧ С 3
O 3Ъ
3 3О 33Ъ LO
v И
О g о 3
3 33 3 Ъ О
33I
Х
О
0 g
О
Ф
775213
4
11-19
1-2
4-6
Остальное.
Горелая порода
Хлористый кальций
Цементная пыль
Вода
Формула изобретения.
Составитель И. Бруяко
Редактор Т, Никольская ТехредА.Ц епанская
Корректор В. Бутяга
Заказ 7672/36
Тираж 612 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Состав для устройства дорожного основания, включающий грунт, известь, заполнитель, хлористый кальций и воду, отличающийся тем, чт, с целью повышения прочности и мороэостойкости, он содержит в качестве заполнителя — горелую породу и дополнительно цементную пыль при следующем соотношении компонентов, вес.%:
Грунт 57-70
Известь 4-6
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 491759, кл. E 02 D 3/14, 1973.
2. Гончарова Л.В. Укрепление грунтов известью с добавками химических веществ и эол-уноса. Основы искусственного улучшения грунтов. M., 1973, с. 361-364.